Rubrika GEROYAMI NE ROGDAYUTSYA GIF 
Raskova01

Советская летчица-штурман, майор ВВС Красной армии, Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова (урожденная Малинина) родилась 28 марта 1912 года в Москве. Отец – Михаил Дмитриевич Малинин (1853–1919 гг.), певец, артист оперы, антрепренёр, вокальный педагог. Погиб в Москве в октябре 1919 года в возрасте 66 лет – попал под мотоцикл. Мать – Анна Спиридоновна Малинина (в девичестве Любатович; 1882–1954 гг.), работала учителем средней школы в городах Торжке, Вязьме и Москве.

Марина, ее брат Рома и их мама Анна Спиридоновна Малинина. 1913 г.
Марина, ее брат Рома и их мама Анна Спиридоновна Малинина. 1913 г.
Марина и брат Рома с отцом, Михаилом Дмитриевичем Малининым. 1917 г.
Марина и брат Рома с отцом, Михаилом Дмитриевичем Малининым. 1917 г.

С ранних лет Марина имела отличный музыкальный слух и хороший голос. Отец видел в ней потенциальную оперную певицу и стремился развивать талант дочери. Возможно, она бы пошла по стопам отца, если бы не его трагическая гибель.
Марина окончила музыкальную школу, училась в Московской консерватории, однако из-за финансовых проблем в семье после школы ей пришлось пойти работать лаборанткой на Бутырский химический завод.

Марина – ученица консерватории, 1922 г.
Марина – ученица консерватории, 1922 г.
Характеристика, выданная Марине Малининой (Расковой) в 1926 году
по окончании школы-семилетки № 22 города Москвы
Характеристика, выданная Марине Малининой (Расковой) в 1926 году по окончании школы-семилетки № 22 города Москвы

С 1932 года работала лаборанткой аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. 30-е годы прошлого столетия в СССР были временем авиационной романтики. Марина Раскова тоже «заболела» небом, решив стать штурманом. Подобных прецедентов не было, но преподаватели академии, оценив настойчивость девушки, взялись ей помогать в освоении необходимых предметов.

Перед парашютным прыжком
в лагере Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского, 1934 г.
Перед парашютным прыжком в лагере Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. 1934 г.

В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, стала профессиональным штурманом. Почти сразу после сдачи экзаменов ей была поручена задача по проведению масштабной аэрофотосъемки, необходимой для устройства пассажирской гидроавиалинии Одесса – Батуми. С заданием штурман Раскова справилась блестяще. В 22 года она стала инструктором по штурманскому делу в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1935 году окончила школу лётчиков.
В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12, а в 1938 году – в установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.

Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова
Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова

24–25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» – командир В. С. Гризодубова, второй пилот П. Д. Осипенко – совершила беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток протяжённостью 6450 км. В ходе перелёта экипажем был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта, после чего самолёт взял курс на Комсомольск-на-Амуре, куда долететь ему не удалось из-за нехватки топлива. Была совершена вынужденная посадка на фюзеляж, без выпуска шасси, от чего могла пострадать кабина штурмана. Штурман Раскова по приказу Гризодубовой выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея всего две плитки шоколада в кармане, и была найдена только через 10 суток. Самолёт АНТ-37 «Родина» был впоследствии спасён, его перегнали в Комсомольск-на-Амуре, где он находился в эксплуатации в годы Великой Отечественной войны.


Когда летчицы возвращались в Москву по Транссибу, их триумф праздновали во всех городах
Когда летчицы возвращались в Москву по Транссибу, их триумф праздновали во всех городах

За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Гризодубова, Раскова и Осипенко получили звание Героев Советского Союза. Это звание было присвоено женщинам впервые в истории.
С 1938 года – в Красной армии. С 1938 года возглавляла Управление международных воздушных линий СССР. Жила в Москве. Одновременно находилась в штате НКВД: в феврале 1937 года – феврале 1939 года – штатный консультант, затем уполномоченный Особого отдела Главного управления государственной безопасности НКВД СССР. С февраля до марта 1941 года – в особом отделе 3-го (авиационного) Управления Народного комиссариата обороны СССР, старший лейтенант госбезопасности.

Марина Раскова с дочерью Таней
Марина Раскова с дочерью Таней
Марина Раскова с дочерью Таней. 1938 г.

Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей.
15 октября 1941 года с одобрения Ставки ВГК и с поддержкой Центрального комитета ВЛКСМ в городе Энгельсе сформировала из лётчиц, подготовленных аэроклубами, школами Гражданского воздушного флота и Осовиахима, авиагруппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2). Последний носил неофициальное название «Ночные ведьмы». Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиаполка.

Часть состава 587-го бомбардировочного авиационного полка на фоне самолета Пе-2, 1943 г.
Часть состава 587-го бомбардировочного авиационного полка на фоне самолета Пе-2. Весна 1943 г.

22 ноября 1942 года М. М. Раскова доложила командующему ВВС Приволжского военного округа, что 587-й бомбардировочный авиационный полк готов к боевой работе. В начале января 1943 года, после года напряженной учебы, он вылетел на фронт, под Сталинград.

«Ночные ведьмы» – неофициальное название женского авиационного полка,
наводившего ужас на солдат фашистской Германии
«Ночные ведьмы» – неофициальное название женского авиационного полка, наводившего ужас на солдат фашистской Германии

Гибель Марины Расковой

Проводив 1-ю эскадрилью на фронт, Раскова 28 декабря на самолете УТ-2 возвратилась обратно на аэродром, где оставался ее Пе-2 и еще два самолета 1-й эскадрильи. Из-за сильного ветра и пурги экипажам Расковой, Губиной и Ломановой удалось вылететь только в 14 часов 01 мин 4 января 1943 года. По пути группа попала в густую низкую облачность. Примерно в 17 часов 56 мин Раскова дала сигнал на пробивание облаков и первая вошла в облака.

Планшет Марины, с которым она вылетела в своё последнее боевое задание
Планшет Марины, с которым она вылетела в своё последнее боевое задание

Благополучно совершить посадку на правом берегу Волги удалось только самолету Губиной, экипаж которой днем 5 января вышел к деревне Ищейкино. Накануне вечером в соседнюю деревню вышел в полном составе и экипаж Ломановой. Утром 7 января экипаж Губиной обнаружил недалеко от села Михайловка Саратовского района разбитый Пе-2 Расковой. Вместе с Расковой погибли штурман Кирилл Ильич Хиль, стрелок-радист Николай Николаевич Ерофеев и инженер полка Владимир Иванович Круглев.
Тело Марины Расковой было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. В 1944 году Марина Раскова посмертно была награждена орденом Отечественной войны I степени.

Похороны Марины Расковой на Красной площади 12 января 1943 г.
Похороны Марины Расковой на Красной площади 12 января 1943 г.

В честь Марины Расковой названы посёлок в Саратовском районе Саратовской области, улицы и переулки во многих городах бывшего СССР, в том числе площадь и улица в Москве в Северном административном округе, Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков, 125-й гвардейский Борисовский орденов Суворова и Кутузова пикировочно-бомбардировочный авиаполк.

Марина Раскова
Марина Раскова
Место гибели Марины Расковой и экипажа ее самолета
Место гибели Марины Расковой и экипажа ее самолета
Памятник Герою Советского союза Марине Расковой в Энгельсе
Памятник Герою Советского союза Марине Расковой в Энгельсе
Ту-134Ш «Марина Раскова» на 1449-й авиабазе Тамбова
Ту-134Ш «Марина Раскова» на 1449-й авиабазе Тамбова