Моя семья

Мои воспоминания о нашей семье основываются на рассказах моей бабушки Татьяны Власьевны, мамы моего отца, о ее жизни, о ее детях, о времени, в котором она жила. Она не очень любила вспоминать о тяжелых годах, но я все время допекала ее, мне очень интересна была история жизни нашей семьи. Некоторые события и детали я уже могла забыть, так как лет мне было пятнадцать–шестнадцать. А ей было уже много лет, родилась она 14января 1896 года. Ей уже в то время было за семьдесят, все суставы болели, опухли, ходила с палочкой.
Сама я родилась в городе Балхаше в Казахстане на берегу одноименного очень красивого озера. Кругом на многие километры степи весной покрывались ковром тюльпанов, самое красивое время года. Родители познакомились в этом городе еще во время войны, хоть они уроженцы разных областей. Отец – Александр Фомич из села Петропавловка Тербунского района Липецкой области, а мама – Клавдия Александровна из города Орехово-Зуево Московской области. Как же они попали в Казахстан? Бабушка рассказывала о своей юности. В 1913 году в семнадцать лет вышла замуж, а через год муж погиб на войне. Пришлось вернуться к родителям. А через три года с маленькой дочкой на руках вышла замуж за Фому Прохоровича Воробьева, вот от него наша фамилия.

Бабушка Татьяна Власьевна, папа Александр Фомич, мама Клавдия Александровна
Бабушка Татьяна Власьевна, папа Александр Фомич, мама Клавдия Александровна

У него после смерти первой жены остались две дочери и сын. Хозяйство было большое, дом большой, две лошади, быки, корова и много разной птицы. Бабушка крутилась по дому. Вставала в пять, а ложилась за полночь. Фома помогал вдовам, оставшимся с детьми, а таких в селе было много. Весной засевал их земли, а осенью собирали урожай, часть зерна оставляли у себя, так как могло получиться, что весной сеять будет нечего. Он был верующий человек и помогал сельскому храму. После революции, в Гражданскую войну селяне еле сводили концы с концами. Решили основать колхоз, всех животных были обязаны сдавать в общее пользование. Вот и начались раздоры. Увели со двора лошадей, быков, забрали овец, зарезали поросят. А через год почти все животные пали от бескормицы. Дед в колхоз не пошел. Его и несколько семей выселили из села и на телегах увезли на станцию, в вагонах вывезли в казахскую степь. К тому времени свою дочь Фома выдал замуж, а его самого посадили в тюрьму. Бабушку вывезли с малолетними детьми, с 1930 по 1936 год родились еще три сына: Александр, Василий и Николай. Бабушка взяла с собой тулуп, шкуры овец и узелок с одеждой и едой. Остальное все разграбили. Вывезли их в Осакаровский район, высадили в степи, а была поздняя осень. До ближайшего жилья десять – двенадцать километров. Это были столыпинские поселения, там были переселенцы с Украины и из центральных областей. Тогда с поезда высадили двенадцать тысяч человек, в основном женщины, дети, старики. Стали рыть землянки, собирать кизяки для печек. В каждом углу землянки – семья, бабушка с четырьмя детьми занимала один угол. Как тяжко бабушке было вспоминать. Холодный, пронизывающий до костей ветер, и женщины, оставив детей, уходили в ночь в эти деревни, чтобы что-то заработать. Бабушка бралась за любую работу, стирала, мыла, клала печку, белила, готовила, а в землянке ее ждали голодные дети. Мне самой страшно об этом писать, но это было. Домой несла кусок хлеба, мелкую картошку, очистки от овощей, немного муки, а сама шла голодная. А каково было переходить через холодную речку вброд туда и обратно. Ходили по два–три человека, страшно, волки.

С сестрой Татьяной, 1958 г.
С сестрой Татьяной, 1958 г.
Бабушка с внучкой, 1952 г.
Бабушка с внучкой, 1952 г.
Мама и я, 1956–1957 гг.
Мама и я, 1956–1957 гг.

К весне выжили только четыре тысячи человек. Дизентерия собрала большой урожай, а хоронить не было сил. Весной трупы плыли по реке. Это была самая тяжелая зима.
Ближе к лету в поселке организовали детский дом, и бабушка туда пошла работать, дети были при ней. Мой отец, еще маленький 10–11 лет, возил на поля воду, еду, разные грузы и очень любил коня Орлика, спал – у его ног.

Клавдия Александровна. Победитель соревнований, г. Балхаш, март 1972 г.
Клавдия Александровна. Победитель соревнований, г. Балхаш, март 1972 г.
Александр Фомич. Студент последнего курса, 1956 г.
Александр Фомич. Студент последнего курса, 1956 г.

Шли годы, старший брат Василий уехал на Украину и оттуда его призвали на фронт. В 1941 году выучился на танкиста и прошел всю войну, дважды горел в танке. Отец мой Александр Фомич из-за плохого зрения попал в трудармию, ходил в очках. Работал в Балхаше на медеплавильном заводе, делал снаряды для зениток, спали и ели у станка. Дома, то есть в общежитии, почти не бывал. Кончилась война, отец окончил вечернюю школу и поступил в Томский горный институт. Потом всю жизнь работал в гражданском строительстве. Даже моя сестра Татьяна окончила Владимирский политехнический институт, по гражданскому строительству. После окончания института отец работал под Карагандой. Строил жилые дома. Все дома сдавал на «отлично». Руководил хорошей бригадой. Его представили к ордену, дали медаль «За трудовую доблесть». Это спустя два года после окончания института. Отец очень любил свою профессию. Затем отец переехал к своей семье в Балхаш. Унас свой дом, который построили сами в 1949–1950 гг. В нем прожили до 1974года, когда вся семья переехала в город Покров. Сестра после окончания института уехала на Алтай. Так она там и живет со своей семьей. Я тоже любила свою работу. Я – медик. Хирургия, травматология, роддом. Везде всему училась. А для мамы там работы не оказалось, она с 1943 года работала помощником машиниста сначала на паровозе, потом на тепловозе. Тогда работали столько, сколько нужно. Возили руду и уголь на завод. В Покров приехала пенсионеркой. Мой отец был знающим инженером-строителем. С 1974 года работал в тресте «Покровсельстрой». Характер у него был сложный. Все равно его все уважали. В своей профессии он знал все. Очень много зданий в Покрове проектировало его бюро. Был честен и справедлив, но не злопамятен. У нас все стеллажи занимала техническая литература. Как любитель играл на гитаре, мандолине, балалайке.

Дворец культуры металлургов, Балхаш, 1960 г.
Дворец культуры металлургов, Балхаш, 1960 г.

Мы нашли своих родных в Орехово-Зуево, двух младших братьев мамы. Так и стоят их дома рядом на улице Народной. А бабушку Марию Михайловну Бушуеву уже не застали, умерла в 1968 году. Жаль, очень жаль, история ее жизни очень интересна, но сестры как-то не рассказывали о ней. Дворянка, смолянская, было имение, но где – не знаю. Конюшня, наверное, у них была. Все у нас любят лошадей. Может, гены передавались по двум линиям. Все живут в Московской области. Всю жизнь прожила с обоими родителями, может, нужно больше любви и внимания, но чувствуем это, когда их теряем. Пока мы живы – мы помним и любим их. А они прощают нам ошибки наши. Все рядом, в одном месте, и мысли будоражат душу, что мы не сделали для них, чего не успели.

Наталья Александровна Воробьева