Ярославцевы –
династия железнодорожников
В семье потомственного железнодорожника Ярославцева Василия Александровича, вернувшегося после Первой мировой войны 1914–1918 гг. в родной дом в деревню Рыжково Брусовского уезда Тверской губернии, выросли четыре сына и две дочери.
Василий Александрович был рядовым путевым обходчиком разъезда от станции Еремково до станции Брусово Тверской губернии. Сыновья росли и пошли работать в бригаду путевых рабочих. Все были рослыми, сильными, трудолюбивыми и очень талантливыми (все они играли на баяне). Великую Отечественную войну они встретили взрослыми семейными людьми, каждый на своем посту.
Старший сын – Ярославцев Василий Васильевич, 1905 года рождения, встретил войну проводником-международником на станции Чоп, пограничной с Чехословакией. В 1943 году он был тяжело ранен – раздавлен буферами составов с разрывом печени. Выходили Василия в партизанском отряде Белоруссии. В 1944 году он с большим трудом нашел свою семью в городе Гомеле. Жена его была контужена и оглохла на оба уха на всю жизнь. Старшая дочь Валентина, семи лет, была ранена в левое бедро. Младшая Галина, пяти лет, имела огнестрельное ранение голени. Воссоединившись со своей семьей, он выехал на Родину, в Россию, в деревню Рыжково к своей матери в дом. И, несмотря на все заслуги перед своей страной, не был принят на работу в колхозе или на РЖД. Детям его разрешили учиться в школе только до 4-го класса. Это все из-за того, что они были на оккупированной территории. И Ярославцев Василий Васильевич был принят только пастухом в деревню Рыжково, в таком качестве он и работал всю жизнь очень добросовестно. Скончался «на посту» от рака пищевода. Дочери, выйдя замуж и окончив заочно 7 классов, окончили училища: старшая Валя – торфяной техникум. Создала свою семью в городе Сланцы Ленинградской области, скончалась в 2012 году; младшая Галя окончила училище швейной промышленности и создала свою семью в Москве, умерла в 2010 году. Последняя дочь Надежда, рожденная после войны в 1949 году, со своей семьей живет в городе Вышний Волочек Тверской области, ее сын окончил железнодорожное училище.
Обелиск, посвященный железнодорожникам Бологовского узла,
павшим на трудовом посту в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Второй сын – Федор Васильевич Ярославцев всю войну проработал начальником станции Бологое. Бологое – это железнодорожный узел: центральная Октябрьская железная дорога идет на Москву, северная ветка идет на город Бежецк, южная – на Торжок, Вязьму и т.д. Федор Васильевич, 1917 года рождения, всю войну, будучи на военном положении, работал круглосуточно, без выходных и отпусков, потерял жену и сына.
Третий сын – Аркадий Васильевич Ярославцев был начальником станции Брусово по Бежецкой железной дороге. Он также самоотверженно нес службу без отпусков и выходных и жил там же и до самой смерти оставался на посту. Умер в1974 году.
«Рельсовый волк» (Schienenwolf) использовался для уничтожения железнодорожных путей.
На фото: Schienenwolf разрушает советские железнодорожные пути при отступлении немцев зимой 1943 года
Четвертый сын – Иван Васильевич Ярославцев всю жизнь работал начальником станции Медведево по Бежецкому тракту, тоже без выходных и отпусков. Трагически погиб в 1969 году. Осталось у него два сына.
Таков славный путь династии работников РЖД Ярославцевых.
Для всех нас значит много железная дорога!
Ведь далеко не сможем
Мы все пешком уйти.
Поэтому все люди,
Кто жизнь связал навеки с железною дорогой,
Примите наш поклон.
Война 1941–1945 годов была окончена, и надо было восстанавливать железнодорожные пути. Свояк Ярославцевых – Иван Афанасьевич Смыслов из деревни Голубково Брусовского района работал бригадиром путейцев на станции Еремково и там же жил. После окончания войны его, как наиболее надежного работника, мобилизовали на восстановление железнодорожных путей на Украину, так как не доверяли местному населению эту работу. Иван Афанасьевич продал свой дом в Еремково и всей семьей (с женой и тремя детьми) выехал на новое место работы – станция Бобровица, недалеко от города Нежина. Там ему дали сторожку на разъезде и назначили бригадиром путевых рабочих.
Было очень трудно: вокруг другого жилья нет, земли под огород не давали, детям учиться приходилось ездить в ближайший район. Было много провокаций со стороны местных жителей. Затем к ним приехала мать жены, Анисья Васильевна Беляева, член ВКП(б) с 1913 года, которая тоже помогала зятю восстанавливать Советскую власть и воспитывала своим поведением и пропагандой. До самой смерти ездила на партийные собрания в город Нежин. Вся семья помогала отцу. Сыновья везде отлично учились. Старший – Анатолий Иванович стал доктором экономических наук в Киевской сельхозакадемии. Младший – Юрий Иванович Смыслов стал главным ветеринарным врачом города Полтавы.
Младшая дочь Надежда Ивановна Смыслова-Левицкая стала главным агрономом Ямпольсого (свекловичного) района Винницкой области, депутатом местных Советов.
Родителей уже давно нет в живых. Они до самой смерти выполняли свои обязанности. Поэтому память о добросовестных работниках РЖД должна быть сохранена для потомков (живущих даже на Украине).
Сейчас железная дорога функционирует по современным нормам и методам. Никто и не задумывается, сколько сил вложено в современную спокойную жизнь.
Сейчас мы сядем по привычке
В любую электричку.
И нас она покатит
По ровному пути.
Еще раз скажу, что люди,
Кто жизнь связал с дорогой,
Примите наш поклон.
Пусть труд ваш будет славным,
Спокойными дежурства.
Ведь всех после работы
Вас ждет родимый дом.
P.S.
Прошли годы. После войны родилось новое поколение. И вот у младшей сестры Ярославцевых – Елены Васильевны – родился внук Мишенька. Он с двух лет больше всего на свете любил смотреть на проходившие поезда, живя в Колпино под Ленинградом. Ему казалось, что электрички все ему улыбаются. Игрушки – только паровозики, вагоны, рельсы. Когда пошел в школу, вся его комната была наполнена рельсами игрушечной немецкой железной дороги в 16 мм. По стенам комнаты висели кронштейны с рельсами. Был его руками сделан пульт управления движением. А после пятого класса он поступил на курсы Детской железной дороги на Московском вокзале Ленинграда. Летом проходил практику на станции Озерки по Финляндскому направлению на 9 км Детской железной дороги. Выезжал из дому в 7 утра и до 18 часов вечера ежедневно проводил там все время, и летние каникулы тоже. Там Миша прошел все уровни работы с оценкой «отлично». После окончания школы поступил и успешно окончил Институт железнодорожного транспорта им. Образцова. На IV курсе был награжден Золотой медалью ВДНХ в Москве за изобретения по электронике на железной дороге. Окончил с отличием институт, аспирантуру и был оставлен на кафедре. Шли 90-е годы, он завел семью. На работе был очень перспективным, а зарплаты платили маленькие. Ему предложила компания «Канадские железные дороги» хорошую должность, и он с семьей переехал в Торонто.
Так сработали «гены» железнодорожника в 4-м поколении у Михаила Вячеславовича Илюхина.
...Промчались годы боевые
Окончился славный поход.
Ушли наши деды дорогие,
Но память о них не умрет!
Людмила Михайловна Ярославцева-Беляева-Илюхина