Rubrika LICHNOSTKokkinaki01
Владимир Коккинаки за штурвалом «летающего танка» ИЛ-2

25 июня 1904 года родился дважды Герой Советского Союза,
заслуженный летчик-испытатель CCCР, генерал-майор авиации
Владимир Константинович Коккинаки.

Выдающийся летчик ХХ века Владимир Коккинаки принадлежал к немногим авиаторам своего поколения, уцелевшим при испытании десятков опытных машин. Единственный с 1935 года до конца 1950-х летчик-испытатель Конструкторского бюро Сергея Ильюшина, он поднял в воздух более 60 самолетов, не допустив ни одной аварии. Многие из них пошли в серию. Штурмовик Ил-2, «летающий танк», стал легендой.

Владимир Константинович Коккинаки

Родился Владимир Коккинаки 25 июня 1904 года в Новороссийске, в семье железнодорожника. Уже с 12 лет начал работать, а по ночам продолжал учиться и смог окончить девятилетку. В 1925 году Коккинаки начал свою службу в Красной армии. Два года он служил
в пехоте, а затем был направлен на обучение в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, которую окончил в 1928 году, а затем еще два года обучался в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков. Летая, он все время совершенствовался, выискивал новые возможности авиации, а вскоре занялся испытанием машин. За короткий срок Коккинаки проделал путь от летчика авиационной эскадрильи до командира отряда Научно-испытательного института Военно-воздушных сил.

Герои Советского Союза, депутаты Верховного Совета СССР летчики М.Громов, С. Данилин, В. Коккинаки, А. Беляков, Г. Байдуков, В. Чкалов. 1938 г.
Герои Советского Союза, депутаты Верховного Совета СССР летчики М.Громов,
С. Данилин, В. Коккинаки, А. Беляков, Г. Байдуков, В. Чкалов. 1938 г.

В 1935 году он стал старшим летчиком-испытателем ОКБ Сергея Ильюшина и проработал здесь много лет. Коккинаки поднял в небо и провел испытания многих самолетов конструкции Ильюшина, – штурмовиков, бомбардировщиков, пассажирских и опытных самолетов. Профессиональный рост летчика был неразрывно связан с общим подъемом советской авиации.

Перед беспосадочным перелетом Москва – Соединенные штаты. Владимир Коккинаки и штурман Михаила Гордиенко
Перед беспосадочным перелетом Москва – Соединенные штаты.
Владимир Коккинаки и штурман Михаила Гордиенко

Перед картой маршрута «Москва – Нью-Йорк». Москва. Апрель 1939 г.
Перед картой маршрута «Москва – Нью-Йорк». Москва. Апрель 1939 г.

4 часа 19 минут утра 28 апреля 1939. Московская область. Аэродром Щелково. Фото: Б.Фишман, Д.Чернов. Фотохроника ТАСС
4 часа 19 минут утра 28 апреля 1939. Московская область. Аэродром Щелково.
Фото: Б.Фишман, Д.Чернов. Фотохроника ТАСС

Самолет «МОСКВА». Тяжелые метеоусловия, отказавший радиокомпас и истощение кислородного запаса вынудили Коккинаки приземлиться у берегов Канады, на крошечном острове Мискоу
Самолет «МОСКВА». Тяжелые метеоусловия, отказавший радиокомпас и истощение
кислородного запаса вынудили Коккинаки приземлиться у берегов Канады,
на крошечном острове Мискоу

С середины 1930-х годов для Владимира Коккинаки началось время рекордов. Начав еще в 1932 году заниматься высотными полетами, он в 1935 году на самолете И-15 достиг высоты 14 575 метров, установив неофициальный мировой рекорд.
Помимо испытаний новых самолетов и высотных полетов, Владимир Коккинаки занимался дальними и скоростными полетами, что всегда было одной из самых важных задач авиации. Наиболее известны два таких перелета Коккинаки. В 1938 году он совершил беспосадочный перелет Москва–Дальний Восток, а через год – беспосадочный перелет Москва – США (остров Мискоу), что было выдающимся достижением для того времени. С 1959 года этот маршрут стал использоваться для регулярных беспосадочных перелетов Москва – Нью-Йорк.
В годы Великой Отечественной войны полковник Коккинаки совмещал работу летчика-испытателя, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности и руководителя летно-испытательной службы. В 1943 году ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

С верной спутницей, супругой Валентиной. 1936 г.
С верной спутницей, супругой Валентиной. 1936 г.

Новый год во время войны. Москва. 1944–1945 гг.
Новый год во время войны. Москва. 1944–1945 гг.

После окончания войны Владимир Константинович продолжил работу в ОКБ Ильюшина. Последняя машина, на которой он закончил свою работу летчика-испытателя в 1964 году был самолет Ил-62. В 1965 году генерал-майор авиации Коккинаки ушел в запас.
Но после ухода с летной работы, он продолжал трудиться в ОКБ инженером-методистом, а с 1968 года стал ответственным представителем Генерального конструктора в летно-доводочном комплексе. C 1961 года Владимир Константинович, помимо основной работы, был вице-президентом Международной авиационной федерации (ФАИ, Federation Aeronautique Internationale, FAI), в 1967–1968 годах – президентом, а затем – почетным президентом. Имя легендарного летчика Коккинаки десятки раз попадало в книгу мировых рекордов авиации. Всего ему принадлежит 22 мировых авиационных рекорда, из них – 7 рекордов скорости и грузоподъемности на самолете ЦКБ-26 и 13 рекордов скорости и грузоподъемности на самолете Ил-18.

Никита Хрущев беседует с летчиком-испытателем, дважды Героем Советского Союза Владимиром Коккинаки. 1962 г.
Никита Хрущев беседует с летчиком-испытателем,
дважды Героем Советского Союза Владимиром Коккинаки. 1962 г.

Сергей Владимирович Ильюшин (в центре), Генрих Васильевич Новожилов (справа от него), Владимир Коккинаки крайний справа у первого опытного авиалайнера Ил-62. Фото Николай Нилов. 1962 г.
Сергей Владимирович Ильюшин (в центре), Генрих Васильевич Новожилов (справа от него),
Владимир Коккинаки крайний справа у первого опытного авиалайнера Ил-62.
Фото Николай Нилов. 1962 г.

Заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта СССР, лауреат Ленинской премии, Владимир Коккинаки был награжден 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, 4 орденами Красной Звезды, а также орденами и медалями иностранных государств.

Юрий Гагарин на праздновании 60-летия Владимира Коккинаки
Юрий Гагарин на праздновании 60-летия Владимира Коккинаки

В 1965 году Международный комитет авиации и космонавтики (ICCA) наградил Коккинаки бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» как первопроходца кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой. В том же году он был удостоен Золотой медали ФАИ. Он является автором книг «Курс на Восток», «Как мы летели».
Умер Владимир Константинович Коккинаки 7 января 1985 года в Москве. Был похоронен на Новодевичьем кладбище.