Rubrika GEROI VOINY
Pokryshkin01

Александр Покрышкин родился 6 марта 1913 года в Новониколаевске (ныне город Новосибирск) в семье фабричного рабочего. Несмотря на то, что семья имела ограниченный достаток, и район был не самый благополучный, Покрышкин с детства много времени уделял учёбе.
Покрышкин увлёкся авиацией в возрасте 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов. В 1928 году, после окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку. В 1930 году, несмотря на протесты отца, Александр покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев. Затем добровольно ушёл в армию, был направлен в авиационную школу.

Александр Покрышкин в 1940 г.
Александр Покрышкин в 1940 г.

В период прохождения Покрышкиным учёбы училище поменяло профиль, и Александр Иванович был вынужден доучиваться на авиационного механика; его официальные запросы о переводе на лётное отделение получали отказы. Выпустившись в 1933 году из Пермской военно-технической школы, он быстро рос в должности. В декабре 1934 года Покрышкин стал старшим авиационным техником авиазвена 74-й стрелковой дивизии. Он оставался в этой должности до ноября 1938 года. В течение этого периода Покрышкин предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.
В 1936–1938 годах Покрышкин Александр Иванович обучался в Краснодарском аэроклубе. Во время отпуска зимой 1938 года Покрышкин втайне от начальства прошёл годовую программу гражданского пилота за 17 дней, что автоматически делало его годным к поступлению в Качинскую лётную школу. Выпустился с высшими оценками в 1939 году, и в звании лейтенанта был распределён в 55-й истребительный авиационный полк.

Александр Покрышкин

Он был в Молдавии в июне 1941 года, близко к границе, и его аэродром подвергся бомбардировке 22 июня, в первый день войны. Его первая воздушная схватка закончилась бедой: по недоразумению он подбил советский самолёт – лёгкий бомбардировщик Су-2 211-го бомбардировочного полка, приняв его за вражеский. Его пилот выжил, но штурман Семёнов был убит.
На следующий день он одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109. 3 июля, одержав ещё несколько побед, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть. Во время первых недель войны Покрышкин ясно увидел, как устарела тактика советских ВВС, и начал понемногу заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боёв, в которых участвовал он и его друзья, и делал детальный анализ. Ему приходилось сражаться в крайне тяжёлых условиях постоянного отступления.

Трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин
Трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин

Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок, покрыв приборную доску кровью. Зимой 1941 года Покрышкин, управляя МиГ-3, взлетел, несмотря на грязь и дождь после того, как двое других пилотов разбились, пытаясь взлететь. Его задание состояло в том, чтобы определить местонахождение танков фон Клейста, который был остановлен перед городом Шахты и затем был потерян советской разведкой. После того как он, несмотря на кончавшееся топливо и тяжёлые погодные условия, смог вернуться и доложить эту важную информацию, он был награждён Орденом Ленина.

Свою жену, Марию Кузьминичну Коржук он встретил во время войны,
когда навещал в санчасти раненого друга
Свою жену, Марию Кузьминичну Коржук он встретил во время войны, когда навещал в санчасти раненого друга

Поздней зимой 1942 года его полк был отозван с фронта, чтобы освоить новый тип истребителя – поставлявшийся по ленд-лизу американский «P-39N Аэрокобра». Во время тренировок Покрышкин часто расходился во мнениях с новым командиром полка Николаем Васильевичем Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным советской военной авиадоктрины. Командир сфабриковал дело против Покрышкина в полевом суде, обвинив его в трусости, отсутствии субординации и неподчинении приказам. Однако высшая инстанция оправдала его.

Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин
у боевого самолета. 1 октября 1942 г.
Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин у боевого самолета. 1 октября 1942 г.

В январе 1943 года 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943 года. Во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» Покрышкин сбил Bf-109. На следующий день 9 апреля он смог подтвердить ещё 2 из 7 сбитых им самолётов. Всего в этот период Покрышкин записал на свой счёт десять сбитых Bf-109. Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943 года, звание майора ему было присвоено в июне.

Белл P-39 «Аэрокобра» – самолёт Покрышкина в 1943–1944 годах
Белл P-39 «Аэрокобра» – самолёт Покрышкина в 1943–1944 годах

В 1943 году Покрышкин участвовал в воздушных боях на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений. Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства: такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка» и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.
В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу – сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941–1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943 года.
В июле 1943 года Покрышкин присутствовал на Краснодарском процессе над пособниками немецких оккупантов.

Командир эскадрильи Герой Советского Союза гвардии майор А.И. Покрышкин. Лето 1943 г.
Командир эскадрильи Герой Советского Союза гвардии майор А.И. Покрышкин. Лето 1943 г.

В феврале 1944 года Покрышкин получил повышение и предложение небоевой работы – управлять подготовкой новых пилотов. Но он немедленно отверг это предложение и остался в своём старом полку в прежнем звании. Однако, он не летал так много, как раньше. Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою. Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й Гвардейской авиадивизией.
19 августа 1944 года, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 -в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны.

Герой Советского Союза летчик Александр Покрышкин. Июнь–июль 1944 г.
Герой Советского Союза летчик Александр Покрышкин. Июнь–июль 1944 г.

В течение 1941 года Покрышкиным были одержаны ещё 15 официальных побед, не вошедших в его общий счет. Причиной этому было уничтожение документов штаба истребительного авиаполка при отступлении. Сам Александр Иванович по этому поводу говорил, что эти не посчитанные самолёты всё равно пойдут в общий счёт Победы. Кроме того, неофициальный список его побед (как и всех пилотов РККА) может быть значительно больше.

Трижды Герой Советского Союза летчик Александр Покрышкин,
дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов и Николай Гулаев (слева направо)
на Красной площади
Трижды Герой Советского Союза летчик Александр Покрышкин, дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов и Николай Гулаев (слева направо) на Красной площади

Также Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолёты на счета подчинённых (в основном ведомых), стимулируя их таким образом. Это было достаточно распространённым явлением. В полку, под командованием Александра Ивановича Покрышкина, служили и другие прославленные лётчики, в том числе Герой Советского Союза Николай Михайлович Искрин.
Бортовой номер первой «Аэрокобры» был 13, на следующем самолёте бортовой был трёхзначный, но в качестве позывного непроизносимый, поэтому Покрышкин взял позывной − 100. У его ведомого, Георгия Гордеевича Голубева был номер 55.
Участвовал в параде Победы 1945 года как знаменосец 1-го Украинского фронта.

Трижды Герой Советского Союза, летчик, гвардии полковник
Александр Иванович Покрышкин, 1945 г.
Трижды Герой Советского Союза, летчик, гвардии полковник Александр Иванович Покрышкин, 1945 г.
Знаменная группа сводного полка 1-го Украинского фронта перед Парадом Победы
Знаменная группа сводного полка 1-го Украинского фронта перед Парадом Победы

После войны Покрышкин вступил в трения с сыном Сталина Василием, отказавшись служить в ВВС Московского военного округа. В итоге этого полковник Покрышкин, назначенный на генеральскую должность ещё в 1944 году и имевший в своём подчинении генералов, сам стал генерал-майором авиации только после смерти Сталина, в августе 1953 года. Из-за этого же Покрышкину пришлось перейти в войска ПВО страны, где он командовал различными авиационными соединениями. Поскольку путь в Военно-воздушную академию ему был заказан, он в 1948 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. В 1957 году окончил Военную академию Генерального штаба.

Александр Иванович Покрышкин с семьей
Александр Иванович Покрышкин с семьей

В 1961–1968 годах командовал 8-й отдельной армией ПВО, являясь одновременно заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО.
В 1968–1972 годах – заместитель главнокомандующего войсками ПВО страны.
В 1972–1981 годах – председатель ДОСААФ.

Могила А. Покрышкина на Новодевичьем Кладбище
Могила А. Покрышкина на Новодевичьем Кладбище

Скончался Александр Иванович 13 ноября 1985 года в Москве в возрасте 72 лет, похоронен на Новодевечьем кладбище.