SVO ZastavkaNEW1 GIF

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | 359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | 379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 | 399 | 400 | 401 | 402 | 403 | 404 | 405 | 406 | 407 | 408 | 409 | 410 | 411 | 412 | 413 | 414 | 415 | 416 | 417 | 418 | 419 | 420 | 421 | 422 | 423 | 424 | 425 | 426 | 427 | 428 | 429 | 430 | 431 | 432

Rubrika GEROI NA VSE VREMENA

Настоящий человек Алексей Маресьев

20 мая 1916 года родился легендарный советский военный лётчик-истребитель, Герой Советского Союза А. П. Маресьев.

Алексей Петрович Маресьев

Официально считается, что Алексей Маресьев родился в уездном городе Камышин Саратовской губернии, однако выставленная в апреле 2016 года в Жирновском краеведческом музее запись из метрической книги Свято-Троицкой церкви города Камышина свидетельствует о том, что он родился на хуторе Веревкин Верхне-Добринской волости Камышинского уезда Саратовской губернии. Отец, Пётр Авдеевич Маресьев, вернулся домой с фронта после Первой мировой войны и умер от ран в 1919 году, когда Алексею было три года. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей – Петра, Николая и Алексея.

После окончания 8 классов школы в Камышине Маресьев окончил фабрично-заводское училище №32, получив специальность токаря по металлу. В 1932 году начал свою трудовую деятельность токарем на Камышинском лесозаводе. Дважды подавал документы в лётное училище, но их возвращали. Тем не менее поступил на заочный рабфак Московского авиационного института и учился там одновременно с работой.В 1934 году Камышинский райком комсомола направил его на строительство авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Алексей занимался в аэроклубе. В октябре 1937 года был призван на срочную службу в пограничные войска СССР. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалине. В январе 1939 года был направлен в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в октябре 1939 года перевели в Батайск. Батайское авиационное училище имени А. К. Серова он окончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же в Батайске встретил Великую Отечественную войну.
В июле 1941 года Алексей Маресьев был направлен на Юго-Западный фронт в 296-й истребительный авиационный полк. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе города Кривой Рог.В марте 1942 года был переведён в 580-й истребительный авиационный полк ВВС Северо-Западного фронта. В бою 1 апреля 1942 года открыл свой боевой счет, сбив бомбардировщик Ю-52, а 4 апреля сбил в один день сразу два бомбардировщика этого типа. 5 апреля 1942 года в районе «Демянского котла» (Новгородская область) в бою с немцами его самолёт Як-1 был подбит. Маресьев сумел дотянуть самолет до своей территории через линию фронта, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров. Восемнадцать суток через леса и болота ползком лётчик пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Первыми его заметили жители из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района. Из-за того, что лётчик не откликнулся на вопрос: «Ты немец?», – они не помогли ему и из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого лётчика обнаружили мальчишки из той же деревни – Серёжа Малин и Саша Вихров. Дед Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

Maresiev03
На плите ошибочно указано «в феврале». В других источниках наблюдается
большой разброс дат. Даже в Центральном музее Вооруженных сил,
в экспозиции, посвященной подвигу Маресьева,
указано, что 4 апреля 1942 года Маресьев был сбит.
На самом деле 4 апреля 1942 года, в лесу под Валдаем, что в Новгородской области,
недалеко от озера Шлино у деревни Плав был найден раненый советский лётчик
Алексей Петрович Маресьев.

Несколько дней колхозники ухаживали за Маресьевым. Ему требовалась медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая рядом с деревней приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьева отправили в Москву, в госпиталь.
По воспоминаниям сына лётчика, Виктора Маресьева, в интервью, данному корреспонденту газеты «Аргументы и факты»:
«В госпитале он, с заражением крови, с гангреной, лежал на каталке уже по пути в морг. Так случилось, что мимо умирающего Маресьева шёл профессор Теребинский. Он спросил: «А этот что тут лежит?» С отца сняли простыню и говорят: «А это лейтенант молодой с гангреной». Теребинский приказал: «Ну-ка на операционный стол его живо!».

Врачи вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени, но жизнь спасли.
В 1942 году Маресьева отправили в Куйбышев, где находился специализированный госпиталь №3999 для больных с ампутированными конечностями. Здесь ему выдали протезы – грубые и тяжёлые, доставлявшие сильную боль при ходьбе. В госпитале Маресьева поставили на ноги и он начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами.
В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу в Чувашскую АССР. В феврале 1943 года совершил первый после ампутации ног пробный вылет. А затем добился отправки на фронт.
В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Его поддержал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.
19 июля 1943 года он одерживает первую победу после возвращения в строй, сбив пикирующий бомбардировщик Ju-87. 20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw-190. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.
24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и 3 сбитых немецких истребителя заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Алексей Петрович Маресьев удостоен звания Герой Советского Союза.

Алексей Маресьев. Авиационное училище. 1945 г.

В марте 1945 года Маресьев после ряда настойчивых пожеланий вышестоящего командования согласился перейти из боевого полка на должность инспектора-лётчика в управление вузов Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС РККА. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три – до ранения и семь после.
С июля 1946 года в запасе, но поддерживал себя в отличной физической форме. В санатории под Куйбышевом установил личный рекорд – переплыв Волгу
(2 км 200 м) за 55 минут. Свои последние вылеты Алексей Петрович совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

В послевоенное время, был очень известен, его приглашали на многие торжества, часто организовывали встречи со школьниками: пример Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.

Празднование 100-летия со дня рождения А. П. Маресьева

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания. Похоронен А.П. Маресьев в Москве на Новодевичьем кладбище.

Могила А. П. Маресьева