Rubrika VSE VYSHE

MIG ZAG

САМОЛЕТЫ МиГ
PLASHKA SM FOTO

Знаменитый советский авиаконструктор, глава конструкторского бюро «МиГ», генерал-полковник инженерно-технической службы, академик АН СССР – Артем Микоян является одним из родоначальников реактивной авиации в СССР. Благодаря своим выдающимся организаторским и конструкторским способностям он превратил свое КБ в главное истребительное КБ Советского Союза, а его самолеты и сегодня составляют основу боевой мощи ВВС России и других стран мира.
Артем Иванович Микоян родился 5 августа 1905 года в селе Санаин Тифлисской губернии (ныне – Туманянский район Армении), в бедной крестьянской семье. Он – брат Анастаса Микояна. В 1918 году его семья переехала в Тбилиси, там Артем учился в школе. В 1923 году он переехал к брату сначала в Ростов-на-Дону, где работал токарем в железнодорожной мастерской, а затем – в Москву и работал токарем на заводе «Динамо».

Артем Микоян с сестрой Астхик. 1913 г.

В 1928 году Микоян был призван в Красную Армию и в 1931 году направлен на учебу в Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского. Здесь, совместно с однокурсниками, он создал свой первый самолет – «Октябренок», получивший высокую оценку Центрального аэроклуба. В 1936 году, по окончании академии и получении звания «инженер-механик ВВС» Артем Иванович был направлен на работу на 1-й авиационный завод имени Осоавиахима в Москве, где он сначала был военным представителем, а в 1938 году стал начальником бюро по серийным истребителям в КБ Николая Николаевича Поликарпова, которое было переведено на этот завод.

Артем Иванович с женой Зоей Ивановной и дочерьми Натальей и Светланой. 1945 г.

Работая в постоянном контакте с Поликарповым, Микоян уже через год стал заместителем главного конструктора всего завода и возглавил группу конструкторов КБ-1: приказ НКАП №401 от 8 декабря 1939 года. Именно эта дата и считается днем образования ОКБ им. А. И. Микояна. В 1940 году под руководством Микояна, совместно с Михаилом Иосифовичем Гуревичем, был создан самый скоростной серийный самолет-истребитель того времени – «МиГ-1», предназначенный для ведения воздушного боя на больших высотах, а затем и его модификация – «МиГ-3».

Авиаконструкторы Артем Иванович Микоян и Михаил Иосифович Гуревич с моделью истребителя МиГ-3

Именно эти два типа самолета строились большой серией в первые годы Великой Отечественной войны и успешно применялись в боевых действиях, приняв на себя удар и всю тяжесть первых лет войны и хорошо зарекомендовав себя в системе ПВО страны.
Значительную роль в победе Советского Союза над фашистской Германией сыграли и другие самолеты конструктора, созданные в 1941–1945 годах в его КБ. Среди них такие истребители, отличающиеся высокими летно-техническими характеристиками, как – «МиГ-7», показавший максимальную скорость 690 километров в час, высотный самолет «И-224», достигший потолка 14 тысяч метров, «И-250» с комбинированной силовой установкой и другие.

Авиаконструкторы Александр Сергеевич Яковлев, Андрей Николаевич Туполев, Семён Алексеевич Лавочкин и Артем Иванович Микоян на авиационном параде в Тушино. 1949 г.

После войны Артем Иванович работал над созданием скоростных и сверхзвуковых реактивных самолетов, многие из которых изготовлялись большими сериями и длительное время находились на вооружении советских ВВС – это самолеты «МиГ-9», «МиГ-15», «МиГ-17» – достигавший скорости звука, «МиГ-19» – первый серийный отечественный сверхзвуковой истребитель, на вооружении которого были управляемые ракеты класса «воздух–воздух»), «МиГ-21» – с треугольным крылом тонкого профиля и скоростью полёта, вдвое превышающей скорость звука.
В 1956 году Микоян был назначен генеральным конструктором КБ «МиГ», а последними самолетами, созданными под его руководством, стали – истребитель «МиГ-23», первый в СССР самолет с изменяемой в полете стреловидностью всего крыла, и истребитель-перехватчик «МиГ-25» со скоростью полета, в три раза превышающей скорость звука.
Именно в этот период короткое слово «МиГ» прочно вошло в лексикон летчиков всего мира, а истребители этой марки воплощали в себе последние достижения авиационной науки и материаловедения.

Артем Иванович Микоян, Александр Сергеевич Яковлев и Павел Осипович Сухой

Также стоит отметить, что на самолетах, созданных под руководством Микояна, установлено около шести десятков мировых рекордов. К тому же Артем Иванович создал не только замечательную технику, но и свою школу в самолетостроении, воспитав много высококвалифицированных конструкторов.
Заслуги великого конструктора были высоко оценены в СССР и за его пределами. Академик АН СССР, генерал-полковник инженерно-технической службы, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и шести Государственных премий – Микоян был награжден шестью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями и другими наградами.

Глава конструкторского бюро «МиГ» Артем Иванович Микоян

В 1950–1970-х годах он избирался депутатом Верховного Совета СССР. Артем Иванович был очень общительным и гостеприимным человеком. Гибель Юрия Гагарина и Владимира Серегина в 1968 году, а позже и гибель его друга, генерала Анатолия Кадомцева на «МиГ-25П» тяжело отразились на его здоровье.
Скончался Артем Иванович Микоян 9 декабря 1970 года в Москве. Был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы. Бронзовый бюст знаменитого авиаконструктора и мемориальный комплекс находятся в селе Санаин в Армении. В Москве на доме, в котором жил Микоян, установлена мемориальная доска. Его именем назван Московский машиностроительный завод.

Могила А. И. Микояна на Новодевичьем кладбище в Москве

Мемориальная доска на стене дома, где жил Артём Иванович Микоян