Rubrika VOINA NA MORE
Tuman ZAG

В 1930 году по заказу советского внешнеторгового объединения «Судоимпорт» в Данциге на судоверфи «Клавиттер» началась постройка парового рыболовного траулера. В 1931 году новое судно, получившее наименование «РТ-10 Лебедка», перешло в Мурманск и вошло в состав тралового флота треста «Мурманрыба».
Но недолго судну пришлось заниматься рыболовством. В декабре 1939 года «Лебедку» мобилизовали на боевую службу, зачислив сначала в класс дозорных, а затем – сторожевых кораблей. С 19 декабря 1939 года корабль стал именоваться «ДК-10», а с марта 1940 года – «Туман».

Сторожевой корабль «Туман»

Боевая деятельность корабля с первого же дня Великой Отечественной войны была очень напряженной. 4 августа 1941 года «Туман» в последний раз покинул Полярный, уйдя в дозор. 10 августа он был атакован тремя гитлеровскими эскадренными миноносцами. Сообщив в базу о появлении вражеских кораблей и выполнив основную задачу дозорного корабля, сторожевик поставил дымовую завесу, пытаясь уйти под прикрытие наших береговых батарей. Но было поздно. Вражеские эсминцы в считанные минуты сократили дистанцию и открыли огонь. Начался расстрел почти безоружного судна – вооружение корабля состояло из двух 45-миллиметровых пушек и установки для сбрасывания глубинных бомб. В первую же минуту боя вышло из строя кормовое орудие. Из носового орудия вел огонь по эсминцам старшина 1-й статьи Г. Бессонов. За короткое время гитлеровские корабли выпустили более шестидесяти снарядов, одиннадцать из них попали в «Туман».

Бой и гибель сторожевого корабля «Туман»

От взрывов снарядов на корабле вышло из строя рулевое управление, возникли пожары, образовались пробоины в корпусе, и появились сильные течи. После первых же залпов командир корабля лейтенант Л. А. Шестаков и военком политрук П. Н. Стрельник были убиты.
В эти критические минуты боя весь личный состав советского корабля проявил организованность и массовый героизм. Вступивший в командование кораблем помощник командира лейтенант Л. А. Рыбаков вместе с командиром электромеханической боевой части воентехником I ранга Я. М. Кошевым организовали борьбу за живучесть корабля и спасение раненых. По приказанию штурмана корабля лейтенанта М. М. Букина раненый в руку рулевой К. Д. Семенов и радист К. В. Блинов подняли на гафеле Военно-морской флаг, а санинструктор старшина 2-й статьи И. Т. Петруша, пренебрегая опасностью, оказал первую медицинскую помощь пятнадцати раненым боевым товарищам. Самоотверженно боролись с водой и пожаром, спасая корабль, М. С. Алешин, Г. А. Бессонов, И. З. Быльченко, С. Г. Годунов и другие тумановцы.
Однако спасти корабль не удалось. В 5 часов 30 минут «Туман» с гордо поднятым флагом скрылся под волнами. Из 52 членов экипажа 15 человек были убиты и 17 ранены.

Приказом командующего Северным флотом от 28 апреля 1965 года место гибели корабля объявлено координатами боевой славы. При прохождении этого места все корабли приспускают флаг, отдавая почести мужеству личного состава сторожевого корабля «Туман». А в Полярном именем героического «Тумана» названа одна из улиц.