Rubrika NARODNYE MSTITELI
RV ZAG

3 августа 1943 года началась операция, которая впоследствии получила название «Рельсовая война».

«Рельсовая война», кодовое наименование операции, проведенной советскими партизанами в Великой Отечественной войне с 3 августа по 15 сентября в целях дезорганизации работы железнодорожного транспорта и тыла немецко-фашистских войск. Операция способствовала успеху советских войск при проведении Курской битвы 1943 года и общего наступления на советско-германском фронте.

Партизаны закладывают взрывчатку в железнодорожные пути

Одним из главных направлений деятельности белорусских партизан были операции на железных, шоссейных и грунтовых дорогах, водных путях, диверсии на железнодорожных узлах, разгром вражеских гарнизонов и опорных пунктов, уничтожение баз и линий связи. Это было не случайно. По территории Беларуси проходили важные железнодорожные и шоссейные магистрали, связывавшие тыл Германии с фронтом. Здесь размещались самые крупные железнодорожные узлы и станции, через которые снабжались войска не только группы армий «Центр», но частично и групп армий «Север» и «Юг».

Партизанам удавалось полностью останавливать железнодорожное движение в Белоруссии на 15-30 дней для поддержки советских войск во время Курской битвы в 1943 году

На счету партизана-минера Т. Г. Дмитриева 8 эшелонов (среди них и 1 бронепоезд) более 25 автомашин и 1 взорванный мост

Огромные потери нацисты несли и в подвижном составе, теряли рельсы, шпалы, специалистов-железнодорожников

Недостаток минно-подрывной техники в начале войны сдерживал активность патриотов и требовал от них находчивости. Так, в первой половине 1942 года крушения поездов осуществлялись при помощи специальных клиньев, путем развинчивания и разбора рельсов.В ряде партизанских отрядов было организовано производство мин из неразорвавшихся бомб и снарядов. Этот опыт быстро распространился. Начали работу многочисленные так называемые «чертовы кухни», в которых выплавляли тол. Значительная часть специалистов-подрывников, техника и взрывчатка поступали из-за линии фронта. В первой половине 1942 года в партизанские формирования были направлены 33 группы специально подготовленных подрывников. В марте – сентябре 1942 года белорусские партизаны получили 10860 мин и 40 тонн взрывчатки, что позволило активизировать диверсионную работу патриотов. К лету 1943 года белорусские партизаны вывели из строя почти все узкоколейные железные дороги.

Во время активной фазы рельсовой войны перевозки по железной дороге у фашистов сокращались на 30–40%

В партизанских формированиях создавались группы подрывников. В Гомельской области действовало 209 комсомольско-молодежных диверсионных групп, объединявших более 1300 юношей и девушек. В Минской области в 569 группах сражалось 4100 человек, 2950 подрывников насчитывалось в Могилевской области, 1180 – в Барановичской, 1080 – в Белостокской и 570 – в Брестской.

Советские партизаны готовят подрыв моста. 1943 г.

Одна из крупнейших операций партизан по одновременному массовому разрушению железнодорожных коммуникаций врага известна под названием «Рельсовая война». Она проводилась в три этапа. Первый этап «рельсовой войны» состоялся в августе – сентябре 1943 года во время контрнаступления советских войск под Курском. В операции участвовали партизаны Беларуси, Украины, Литвы, Латвии, России. Около 74 тысяч белорусских партизан наносили уничтожающие удары по вражеским железнодорожным коммуникациям.
За это время партизаны взорвали более 120 тысяч рельсов, пустили под откос 833 вражеских эшелона и 3 бронепоезда, разрушили 184 железнодорожных и 556 других мостов, вывели из строя водонапорные сети на 8 станциях.

В во время операции «Концерт» под откос сошло более тысячи эшелонов, фашисты потрели 30 тысяч военнослужащих и 72 моста

В «рельсовой войне» была использована новая тактика: на разгром железнодорожных путей выходили не отдельные диверсионные группы, а все отряды и бригады. В результате германские поставки для фронта сократились почти наполовину. Важно подчеркнуть, что в «рельсовой войне» активное участие принимало и мирное население.
Часто партизаны организовывали диверсии на шоссейных и грунтовых дорогах. Неожиданные налеты на отдельные транспортные средства или небольшие подразделения противника, подрыв, разрушение и сожжение мостов и линий связи, завалы на дорогах, разбрасывание колючек с целью повреждения шин автомобилей были массовым и типичным явлением борьбы партизан.