Свой вклад в Победу
21 марта 1943 года Красной Армии передан бронепоезд «Московский метрополитен», построенный на деньги работников московского метрополитена.
Бронепоезд «Московский метрополитен»
Бронепоезд «Московский метрополитен» – это бронированный паровоз с командным пунктом, окруженный четырьмя бронеплощадками с зенитными и артиллерийскими башнями от танков Т-34 и пулеметами для кругового обстрела. Он был построен в 1943 году на деньги, собранные работниками метрополитена. Рабочие написали коллективное письмо председателю Государственного комитета обороны Иосифу Сталину, где просили отправить бронепоезд на самый ответственный участок фронта.
Командный состав бронепоезда «Московский метрополитен» (слева направо):
первый ряд – В. К. Паничкин, Б. П. Есин (командир бронепоезда), Ф. В. Баглаев,
Я. В. Курочкин; второй ряд – А. С. Трухин, Б. Л. Перлин, Городчуков, Д. Ф. Кириллов
21 марта 1943 года на площадке электродепо «Северное» состоялся митинг, посвященный передаче бронепоезда в действующую Красную Армию. На митинге была зачитана приветственная телеграмма Сталина: «Прошу передать работникам Московского метрополитена, собравшим 706 тысяч рублей на строительство бронепоезда, благодарность Красной Армии».
Приветственная телеграмма тов. Сталина работникам Московского метрополитена
Желание работников метрополитена было выполнено – бронепоезд «Московский метрополитен» отправился на Курскую дугу и был включен в состав 11-й Гвардейской стрелковой дивизии. Бронепоезд «Московский метрополитен» и его экипаж на фронте проявили себя героически. В течение боя с 7 по 10 июля 1943 года на южном фасе Курского выступа команды артиллерийских башен поезда уничтожили шесть тяжёлых танков и самоходок, четыре самолёта и десять миномётных батарей. «Метрополитеновцы» стояли насмерть до последнего боеприпаса. Зияя пробоинами на всех своих бронеплощадках, поезд ещё огрызался залпами из оставшихся орудий, продолжая свой последний поединок с танками и почти двумя десятками пикирующих юнкерсов. Но все понимали: с такими тяжёлыми повреждениями, оказавшись на линии главного удара, он был обречён... В 9 утра 10 июля «Метрополитен» окончательно потерял способность к передвижению и ведению огня. Боясь попасть в плен, командир Есин решил взорвать состав. А оставшимся в живых приказал отходить пешим ходом.
Помимо бронепоезда на деньги, собранные работниками метро, были построены три танка.
За самоотверженный труд на протяжении всей Великой Отечественной войны и надежное укрытие населения во время вражеских бомбежек коллективу Московского метрополитена на вечное хранение было передано Красное знамя Государственного Комитета Обороны, а в 1947 году Московский метрополитен был награждён орденом Ленина.
Знамя Государственного Комитета Обороны бережно хранится
в Народном музее Московского метрополитена
Ветераны московского метро, 2015 год
По материалам сайта ГУП «Московский метрополитен»