SVO ZastavkaNEW1 GIF

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | 359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | 379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 | 399 | 400 | 401 | 402 | 403 | 404 | 405 | 406 | 407 | 408 | 409 | 410 | 411 | 412 | 413 | 414 | 415 | 416 | 417 | 418 | 419 | 420 | 421 | 422 | 423 | 424 | 425 | 426 | 427 | 428 | 429 | 430 | 431 | 432


Rubrika PO MORYAM

Что тебе снится крейсер «Аврора»

Легендарный корабль русского флота – крейсер «Аврора» – был спущен на воду 24 мая 1900 года. 17 ноября 1948 года легендарный крейсер «Аврора» был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956 года использовался как учебная база Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.

Avrora01

Для нескольких поколений советских, и не только советских, людей имя этого крейсера стало своеобразным символом Великой Октябрьской социалистической революции, возвестившим своим залпом 7 ноября 1917 года наступление новой эры в истории человечества.

Крейсер «Аврора»

Корабль, рождённый на стыке веков

В конце ХIХ века русский военный флот рос и пополнялся новыми кораблями. По классификации того времени существовал такой подкласс крейсеров – бронепалубные, то есть имеющие броневую палубу для защиты жизненно важных частей корабля от навесного огня вражеской артиллерии. Бортовой брони бронепалубные крейсера не несли и для дуэли с броненосцами не предназначались. Именно к такому типу боевых кораблей и принадлежал заложенный 23 мая 1897 года в Петербурге крейсер «Аврора».

Крейсер «Аврора»
Крейсер «Аврора»

 В российском флоте существовала традиция преемственности названий кораблей, и новые крейсера унаследовали имена парусных фрегатов. Свое название – «Аврора» (Утренняя заря) – крейсер унаследовал от сорокачетырехпушечного русского фрегата «Аврора», который отличился в боях с союзной англо-французской эскадрой, осаждавшей порт Петропавловск-Камчатский еще в августе 1854 года.Строительство крейсера велось под руководством талантливого русского инженера-кораблестроителя К. М. Токаревского на Новоадмиралтейском и Франко-русском заводах. Броню поставлял Ижорский завод, артиллерию – Обуховские заводы.После завершения всех работ и проведения заводских и ходовых испытаний 29 июля 1903 года бронепалубный крейсер «Аврора» вступил в строй русского военно-морского флота. Корабль имел водоизмещение 6731 т, наибольшую длину 126,8 м, длину по ватерлинии 123,7 м, ширину 16,7 м, осадку носом 6.4 м и кормой 7,3 м. Три машины обеспечивали ход до 20 узлов.Вооружение крейсера состояло из восьми 152-мм орудий, установленных на верхней палубе, двадцати четырех 75-мм, восьми 37-мм пушек и трех торпедных аппаратов. Впоследствии, в период первой мировой войны, количество 152-мм пушек было доведено до четырнадцати, а артиллерия меньшего калибра, утратившая боевое значение, была снята.

Спуск крейсера «Аврора» на воду 11 мая 1900 года
Спуск крейсера «Аврора» на воду 11 мая 1900 года

Экипаж крейсера состоял из 570 человек. Для крейсера «Аврора» и некоторых других кораблей, строившихся в то время, была характерна одна особенность отделки подводной части корпуса. Подводная часть с наружной стороны обшивалась брусками тика – маслянистого водостойкого дерева ценной породы, – а поверх него тонкой листовой медью. Обшивка из тика, крепившаяся к наружному борту болтами, должна была уменьшить коррозию корпуса, а медная обшивка – предохранить сильное обрастание корпуса ракушками.
Постройка корабля заняла более шести лет – «Аврору» спустили на воду 24 мая 1900 года в 11 часов 15 минут, а в состав флота крейсер вошёл только 29 июля 1903 года.
Каким-то уникальным по своим боевым качествам этот корабль отнюдь не являлся. Корабли другого принятого тогда на вооружение русского флота типа «Богатырь» бронепалубных крейсеров были гораздо быстроходнее и в полтора раза сильнее. Тем не менее, своему прямому назначению – ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба – эти крейсера вполне соответствовали, обладая солидным водоизмещением и, вследствие этого, хорошей мореходностью и автономностью. При полном запасе угля (1430 тонн) «Аврора» могла без дополнительной бункеровки дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться обратно.
Все три крейсера этой серии «Диана», «Паллада» и «Аврора» предназначались для Тихого океана, где назревал военный конфликт с Японией, и первые два из них уже находились на Дальнем Востоке к моменту вступления «Авроры» в строй действующих кораблей. Третья сестра тоже спешила к родственницам, и 25 сентября 1903 года «Аврора» с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт. В Средиземном море «Аврора» присоединилась к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса, состоявшего из эскадренного броненосца «Ослябя», крейсера «Дмитрий Донской» и нескольких миноносцев и вспомогательных судов. Однако на Дальний Восток отряд опоздал – в африканском порту Джибути на русских кораблях узнали о ночном нападении японцев на порт-артурскую эскадру и о начале войны. Следовать дальше было признано слишком рискованным, поскольку японский флот блокировал Порт-Артур, и существовала высокая вероятность встречи с превосходящими силами противника ещё на подходе к нему. Высказывалось предложение выслать навстречу контр-адмиралу Вирениусу отряд владивостокских крейсеров в район Сингапура и идти вместе с ними во Владивосток, а не в Порт-Артур, но это вполне разумное предложение принято не было.

«Любимица» адмирала Рожественского

5 апреля 1904 года «Аврора» вернулась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившегося к походу на Дальневосточный театр боевых действий. Здесь на ней шесть из восьми орудий главного калибра прикрыли броневыми щитами – опыт боев артурской эскадры показал, что осколки фугасных японских снарядов буквально косят незащищённый личный состав. Кроме того, на крейсере сменился командир – им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев. 2 октября 1904 года в составе эскадры «Аврора» вторично отправилась в путь – к Цусиме.
Адмирал Рожественский был личностью оригинальной. А среди многих причуд адмирала была такая: он имел привычку давать вверенным ему боевым кораблям прозвища, весьма далёкие от образчиков изящной словесности. Так, крейсер «Адмирал Нахимов» именовался «Идиотом», броненосец «Сисой Великий» – «Инвалидным убежищем», и так далее. В составе эскадры были два корабля с женскими именами – бывшая яхта «Светлана» и «Аврора». Первый крейсер командующий прозвал «Горничной», а «Аврора» удостоилась и вовсе неприличного титула «Проститутка подзаборная».
«Аврора» состояла в отряде крейсеров контр-адмирала Энквиста и в ходе Цусимского боя добросовестно выполняла приказ Рожественского – прикрывала транспорты. Задача эта была явно не по плечу четырём русским крейсерам, против которых действовали сначала восемь, а потом шестнадцать японских. От геройской гибели их спасло только то, что к ним случайно подошла колонна русских броненосцев, отогнавших наседавшего неприятеля. «Аврора» получила около десятка попаданий, имела ряд повреждений и серьёзные потери в команде – до ста человек убитыми и ранеными. Погиб и командир. Его фотография экспонируется ныне в музее крейсера в обрамлении пробитого осколком японского снаряда стального листа обшивки и обгорелых досок настила палубы.

Крейсер «Аврора» после Цусимы
Крейсер «Аврора» после Цусимы

Ночью же, вместо того, чтобы прикрыть израненные русские корабли от бешеных минных атак японцев, крейсера «Олег», «Аврора» и «Жемчуг» оторвались от своих главных сил и направились на Филиппины, где и были интернированы в Маниле. Впрочем, обвинять команду крейсера в трусости нет никаких оснований – ответственность за бегство с поля боя лежала на растерявшемся адмирале Энквисте. Два из этих трёх кораблей впоследствии погибли: «Жемчуг» был потоплен в 1914 году германским корсаром «Эмден» в Пенанге, а «Олега» в 1919 году потопили английские торпедные катера в Финском заливе.

«Аврора» на переходе из Малаги в Пирей
«Аврора» на переходе из Малаги в Пирей

На Балтику «Аврора» вернулась в начале 1906 года вместе с несколькими другими кораблями, уцелевшими от японского разгрома. В 1909–1910 годах «Аврора» вместе с «Дианой» и «Богатырём» входила в состав отряда заграничного плавания, специально предназначенного для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского Инженерного училища, а также учениками Учебной команды строевых унтер-офицеров.

Первая мировая на Балтике

Первую модернизацию крейсер прошёл после русско-японской войны, вторую, после которой принял сохранённый ныне внешний облик, – в 1915 году. Усилили артиллерийское вооружение корабля – число 152-мм орудий главного калибра сначала было доведено до десяти, а затем и до четырнадцати. Многочисленную 75-мм артиллерию демонтировали – размеры и живучесть эсминцев возросли, и трёхдюймовые снаряды уже не представляли для них серьёзной опасности. Крейсер получил возможность принимать на борт до 150 мин – минное оружие широко применялось на Балтике и доказало свою эффективность. А зимой 1915–1916 годов на «Авроре» установили новинку – зенитные пушки. Но до второй модернизации славный крейсер мог и не дожить...
Первую Мировую войну «Аврора» встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота, вместе с «Олегом», «Богатырём» и «Дианой». Русское командование ожидало прорыва мощного германского Флота Открытого моря в Финский залив и удара по Кронштадту и даже по Санкт-Петербургу. Для парирования этой угрозы спешно ставились мины, и оборудовалась Центральная минно-артиллерийская позиция. На крейсера же возлагалась задача несения дозорной службы в устье Финского залива с тем, чтобы своевременно известить о появлении германских дредноутов.
Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую. Первого успеха русские корабли добились уже 26 августа, когда у острова Оденсхольм сел на камни германский лёгкий крейсер «Магдебург». Подоспевшие крейсера «Паллада» и «Богатырь» попытались захватить беспомощный корабль противника. Хотя немцы и сумели взорвать свой крейсер, на месте аварии русские водолазы нашли секретные германские шифры, которые в ходе войны сослужили добрую службу и русским, и англичанам.
Но русские корабли ждала новая опасность – с октября на Балтийском море начали действовать германские подводные лодки. Противолодочная оборона на флотах всего мира находилась тогда в зачаточном состоянии – никто не знал, как и чем можно поразить скрывающегося под водой невидимого врага, и как избежать его внезапных атак. Ни ныряющих снарядов, ни, тем более, глубинных бомб и гидролокаторов ещё и в помине не было. Надводные корабли могли рассчитывать только на старый добрый таран.
11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка «U-26» под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу «Палладу» и подошедшую ей на смену «Аврору». Командир германской субмарины с немецкой педантичностью и скрупулёзностью оценил и классифицировал цели – по всем статьям новый броненосный крейсер представлял собой куда более заманчивую добычу, нежели ветеран русско-японской войны.
Попадание торпеды вызвало на «Палладе» детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем – на волнах осталось только несколько матросских бескозырок...
«Аврора» развернулась и укрылась в шхерах. «Аврора» вторично избежала гибели – судьба явно хранила крейсер.

«Аврора» на зимовке 1916–1917 гг.
«Аврора» на зимовке 1916–1917 гг.

В огне революций и войн

Несколько слов о роли «Авроры» в событиях октября 1917 года в Петрограде. Затея расстрелять Зимний дворец из орудий крейсера была чистой воды блефом. Крейсер стоял в ремонте, и потому весь боезапас с него выгрузили в полном соответствии с действовавшими инструкциями. А штамп «залп «Авроры» неверен, поскольку «залп» – это одновременно произведённые выстрелы из как минимум двух стволов.

«Аврора» у Николаевского моста, 1917 г.
«Аврора» у Николаевского моста, 1917 г.

В гражданской войне и в боях с английским флотом «Аврора» участия не принимала. Острая нехватка топлива и прочих видов снабжения привела к тому, что Балтийский флот сократился и состоял всего из нескольких боевых единиц. «Аврору» вывели в резерв, а осенью 1918 года часть орудий с крейсера сняли для установки на самодельных канонерских лодках речных и озёрных флотилий.
В конце 1922 года «Аврору» было решено восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нём десять 130-мм орудий, вместо прежних 6-дюймовых, две зенитки и четыре пулемёта, и 18 июля 1923 года корабль вышел на ходовые испытания.
Затем в течение десяти лет – с 1923 по 1933 год – крейсер занимался уже знакомым ему делом: на его борту проходили практику курсанты военно-морских училищ. Корабль совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах вновь возрождавшегося Балтийского флота. Но годы брали своё, и из-за плохого состояния котлов и механизмов «Аврора» после очередного ремонта в 1933–1935 годах стала несамоходной учебной базой. В зимнее время её использовали как плавбазу подводных лодок.
Во время Великой Отечественной войны старый крейсер стоял в гавани Ораниенбаума.

«Аврора» в порту Ломоносов, 1942 г.
«Аврора» в порту Ломоносов, 1942 г.

Орудия с корабля в очередной раз сняли, и девять пушек установленных на береговой батарее обороняли подступы к городу. Немцы не обращали особого внимания на дряхлого ветерана, стремясь прежде всего вывести из строя лучшие советские корабли, такие, как крейсер «Киров», однако свою порцию вражеских снарядов корабль всё-таки получил. 30 сентября 1941 года повреждённый в результате артиллерийского обстрела полузатонувший крейсер сел на грунт.
Но корабль снова – уже в третий раз за свою более чем сорокалетнюю историю – выжил. После снятия блокады Ленинграда в июле 1944 года крейсер вывели из состояния клинической смерти – подняли с грунта и, в который уже раз, поставили в ремонт. С «Авроры» сняли котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны бортовых валов и сами валы, а также часть вспомогательных механизмов. Установили вооружение, стоявшее на корабле в 1915 году, – четырнадцать 152-мм орудий и четыре 45-мм салютные пушки. Теперь крейсеру предстояло стать кораблём-памятником и одновременно учебной базой Нахимовского училища. В 1948 году ремонт был закончен, и восстановленная «Аврора» встала туда, где она стоит и по сей день – к Петроградской набережной напротив здания училища нахимовцев. А в 1956 году на борту «Авроры» открыли Корабельный музей, как филиал Центрального военно-морского музея. Учебным кораблем для воспитанников Ленинградского Нахимовского училища «Аврора» перестала быть в 1961 году, однако статус корабля-музея сохраняет и поныне. Дальние плавания и морские сражения остались в прошлом – пришла пора заслуженной и почётной пенсии. Кораблю редко выпадает такая судьба – ведь корабли обычно или гибнут в море, или заканчивают свой путь у стенки завода, где их режут на металлолом...

Возвращение «Авроры» на вечную стоянку. 1958 г.
Возвращение «Авроры» на вечную стоянку. 1948 г.

Ветеран широкого профиля

В советские годы, естественно, основное внимание уделялось революционному прошлому крейсера. Изображения «Авроры» присутствовали везде, где только можно, и силуэт трёхтрубного корабля сделался таким же символом города на Неве, как Петропавловская крепость или Медный всадник. Всячески превозносилась роль крейсера в Октябрьской революции, и существовала даже шутка-анекдот: «Какой корабль в истории имел самое мощное вооружение?» – «Крейсер «Аврора»! Один холостой выстрел – и целая держава рухнула!».
В 1967 году в Советском Союзе широко праздновалось 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. В Ленинграде у Смольного горели костры, возле которых, опершись на винтовки, стояли люди в солдатских шинелях и в бушлатах революционных матросов семнадцатого года с непременным атрибутом – с перекрещенными на груди и на спине пулемётными лентами.
Понятно, что заслуженный корабль просто не могли обойти вниманием. К юбилею был сделан фильм «Залп «Авроры», где крейсер играл главную роль – самого себя. Для большей достоверности изображаемых событий все съёмки производились на натуре. «Аврору» отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту, где снимался эпизод захвата авроровцами вышеупомянутого моста. Зрелище было впечатляющее, и тысячи ленинградцев и гостей города следили за тем, как серая трёхтрубная красавица медленно и величественно плывёт по Неве.
Впрочем, самой «Авроре» не впервой было выступать в роли кинозвезды. Ещё в 1946 году, в ходе ремонта, «Аврора» сыграла роль крейсера «Варяг» в одноимённом кинофильме. Тогда «Авроре», как истинной актрисе, пришлось даже загримироваться под свой персонаж – с орудий сняли щиты (на «Варяге» их не было), и установили четвёртую фальшивую трубу для правдивости образа самого геройского крейсера русско-японской войны.
Последний ремонт «Аврора» прошла в середине 80-х годов прошлого века, и с этим связаны слухи о «ненастоящей «Авроре». Дело в том, что у крейсера полностью заменили днище, а старое отволокли в Финский залив и там бросили. Вот эти ампутированные останки и породили слухи.
На корабле в 1992 году вновь подняли андреевский флаг, крейсер числится в составе военно-морского флота России, и в настоящее время на корабле служат офицеры и матросы. Конечно, отойти от места вечной стоянки «Аврора» сама уже не сможет, но все вспомогательные механизмы и системы жизнеобеспечения поддерживаются командой крейсера в работоспособном состоянии. В рабочем ухоженном состоянии и корабельные орудия.

Сегодня основное занятие крейсера «Аврора» – служить музеем

Сегодня основное занятие крейсера «Аврора», возраст которого уже перевалил за сто лет, – это служить музеем. И музей этот очень посещаемый – на борту корабля бывает до полумиллиона гостей в год. И музей этот стоит посетить не только тем, кто ностальгирует по безвозвратно ушедшим временам.
Прекрасно, что «Аврора» дожила до наших дней. Во всём мире подобные корабли-памятники можно пересчитать по пальцам: «Виктория» и «Катти Сарк» в Англии, «Куин Мери» в США, «Микаса» в Японии. Остаётся только пожелать ветерану доброго здоровья на следующие сто лет. Ведь холостой выстрел в октябре 1917 года – это всего лишь одна из многих страниц долгой биографии славного крейсера. А из неё, как из песни, слова не выкинешь...

Использованы материалы:
Владимир Контровский «История крейсера»
Максимихин И.А. Легендарный корабль. «Молодая гвардия», 1977.