Подвиг подрывника
(из воспоминаний Владимира Кузьмича Шамшурова)
...Пришли в школьный музей с мыслью: наверняка найдем материал для участия в конкурсе. Посоветовалась с директором музея.
– Светлана Федоровна, у вас материала много, куда ни глянь – интересные судьбы.
– Девочки, что же вам посоветовать, столько жизней, столько героев, о которых мало кто знает, а хотелось бы, чтобы знали ипомнили... – И как-то между прочим начала рассказывать ободном из героев: – А вот интересная судьба ветерана 10-й гвардейской армии Шамшурова Владимира Кузьмича.
Владимир Шамшуров вспоминает:
«...Мне был поручен подрыв сооружений на канале Москва – Волга. Вначале пришлось подготовить к подрыву гидроузел в Икше. Затем, в ноябре, приказано подготовить к подрыву сооружения шлюза №3 в Яхроме. Выполнять его мне предстояло самостоятельно. Задача состояла в том, чтобы в случае выхода фашистских войск к каналу взорвать два здания управления механизмами затворов шлюза. Тогда десятиметровым подпором воды с южной части гидроузла из водохранилища создавалось затопление западного берега канала – вдоль реки, и фашисты встретили бы дополнительную широкую водную преграду.
С взрывчатыми веществами и средствами взрывания я выехал из Москвы вЯхрому. Как было приказано, перед отъездом переоделся в форму работника канала – надел черный бушлат, стеганые ватные брюки, сапоги, черную шапку.
С прибытием в Яхрому я уточнил у начальника шлюза объекты подрыва. Расстояние между ними было около 300 метров. С помощью двух коммунистов, работников канала, перенес взрывчатку в здания и подготовил их к взрыву. В здании управления механизмами южной головы шлюза размещалась телефонная станция спрямой связью с Москвой.
С наступлением рассвета открылся великолепный обзор местности вокруг шлюза: хорошо видны Яхрома, железнодорожная станция, шоссейный Яхромский мост, долина реки Яхромы. Все еще работала линия прямой телефонной связи с Москвой. Докладываю в Москву о том, что немцы уже на железнодорожной станции Яхрома.
Меня спрашивают: как мост? Отвечаю, что мост цел и по нему на восточный берег канала перешли фашистские танки. Спрашивают: не могу ли я подорвать мост? Отвечаю, что мне это выполнить совершенно невозможно, так как до него примерно километр, а кругом фашистские солдаты. Спросили: где наши части? Я ответил, что их нет и гитлеровцев никто «не тревожит». Тогда мне дают команду подорвать восточное здание управления механизмами нижней головы шлюза, а затем продолжать вести разведку и докладывать в Москву. Здание с телефонной станцией до особых указаний не подрывать. Ползком пробираюсь к нижней голове шлюза, вдоль рва длиной около 300 метров, глубиной 5–6 метров, но, только выскочил из рва, фашисты открыли по мне огонь из танка, однако удалось проскочить в здание. В нем оказался один работник, помогавший мне ранее подготавливать сооружения к подрыву. Танк подошел еще ближе и стал вести огонь по зданию. В здании было уложено около тонны взрывчатых веществ, и в любую минуту от взрыва снаряда взрывчатка могла сдетонировать. Получилось так, что мы оказались не то что «набочке с порохом», а прямо-таки «в бочке с порохом».
В течение всего дня, оставаясь в окружении фашистов, продолжаю докладывать в Москву обстановку. Только в конце дня получаю по телефону команду на подрыв второго шлюзового здания и на выход к своим войскам, а кругом – фашисты. Яподжег зажигательную трубку, выскочил из здания в ров и бросился к насосной станции. По пути схватил сбитую ранее шапку, так как стояла морозная погода. Заспиной грохнул взрыв здания.
Фашисты опять заметили меня и открыли огонь. Я пополз в сторону железнодорожной станции, а когда стал перебегать железнодорожные пути, гитлеровцы обстреляли меня из автоматов от здания электроподстанции. Пришлось упасть между путями и опять прикинуться убитым. Немного полежав, стал осторожно и медленно поворачивать голову влево, не сдвигая шапку с места. Затем вскочил и через пустой вокзал побежал на улицу, где наткнулся на фашистских автоматчиков-мотоциклистов. Выхода не было, и я, изображая местного жителя, вошел в ближайший дом и спросил ужителей, где лучше незаметно выйти из поселка в сторону Москвы. Они меня быстро вывели во внутренний двор и показали, как огородами, а затем полем и рощей подняться по восточному склону Яхромской долины наверх, к линии электропередачи, ведущей в сторону Москвы. Фашисты обнаружили меня на поле и открыли огонь из минометов, но я продолжал бежать к роще. Скрывшись в лесу и выйдя к высоковольтной линии, пройдя около 25–30 километров, к утру следующего дня я вышел врайон севернее Москвы, где и встретился впервые с нашими войсками».
Так состоялось боевое крещение молодого инженера. В начале декабря 1941 года Шамшурова назначили командиром саперного взвода 226-го отдельного мотоинженерного батальона, сражавшегося под Волоколамском. В феврале 1942 года он был тяжело ранен в грудь и руку. Его отправили в глубокий тыл, в город Кемерово. Почти четыре месяца потребовалось врачам, чтобы вернуть Владимира в строй.
В Сибири в июне молодой офицер получил назначение на должность командира саперной роты 96-го отдельного саперного батальона. В составе Сибирского корпуса Владимир сражался с фашистами на Западном, Калининском и 2-м Прибалтийском фронтах. Победную точку в Великой Отечественной войне он поставил на берегу Балтийского моря после сокрушительного разгрома Курляндской группировки врага в должности дивизионного инженера 65-й гвардейской стрелковой дивизии в звании гвардии майора.
Саперы под командованием военного инженера Шамшурова строили оборонительные сооружения, ставили и снимали минные поля, наводили переправы через водные преграды, обеспечивали действия стрелков и разведчиков, нередко шли внаступление впереди танков. В 1942 году был сформирован 6-й добровольческий стрелковый корпус, впоследствии ставший 19-м гвардейским.
После окончания войны прямо с фронта 65-я гвардейская стрелковая дивизия была брошена на сплошное разминирование местности на территории Новгородской области. Работами по разминированию руководил майор Шамшуров. Земля Новгородская в то время представляла собой слоеный пирог: мины лежали одна надругой в два, три, а то и в четыре ряда. Даже на фронте редко приходилось выполнять задачу подобной сложности. После ее выполнения Шамшуров назначается комбатом в 86-ю инженерно-саперную бригаду. Под его руководством сооружаются специальные объекты на полигоне Капустин Яр, строится завод в Сталинграде по производству жидкого кислорода для ракет.
В 1950 году – новое назначение. Владимир Кузьмич становится заместителем командира 21-й инженерно-саперной бригады в Прикарпатском военном округе. Сэтой должности в 1951 году его направляют в Военно-инженерную академию имени Куйбышева. Он сдает экзамены за первый и второй курсы и сразу поступает на третий. Академию Шамшуров оканчивает в 1954 году с золотой медалью. Работает в этой же академии преподавателем кафедры тактики инженерных войск и инженерного обеспечения боя и операций. В дальнейшем последовательно занимает должности старшего преподавателя, профессора, старшего научного сотрудника.
Полковник Шамшуров – основатель научного направления академии по теории и практике инженерного обеспечения боя и операций в особых условиях, которое он продолжал возглавлять после выхода в отставку в 1974 году. Владимир Кузьмич – основной автор теории противоминной защиты войск в современных войнах и вооруженных конфликтах, а также теории инженерных мероприятий по защите войск от современных средств поражения. Его научные разработки нашли широкое применение в учебном процессе ряда академий, внедрены в практику боевой деятельности войск.
В.К.Шамшуровым написано более 370 научных трудов, наставлений и руководств для Вооруженных Сил. Владимир Кузьмич – автор и соавтор 15 изобретений, значительная часть которых реализована в новых образцах средств инженерного вооружения.
За героизм и мужество в Великой Отечественной войне и самоотверженный труд в мирное время В.К.Шамшуров награжден двумя орденами Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды и 22 медалями.
Владимир Кузьмич – кандидат военных наук, профессор, академик Международной академии энергоинформационных наук, член-корреспондент Академии военных наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.
Скончался Владимир Кузьмич в 2007 году, ему было 87 лет.
С.Ф.Николаева,
руководитель Музея боевой славы 10-й Гвардейской армии
школы №763 г. Москвы