С вологодских аэродромов – в бой
В годы Великой Отечественной войны в Вологодской области для военных целей были построены или реконструированы из гражданских свыше десятка аэродромов. На них дислоцировалась 148-я истребительная авиационная дивизия ПВО, в состав которой входило несколько авиационных полков. Самолеты вылетали отсюда на бомбардировки войск, техники, военных объектов врага, патрулировали местность, нередко вступали в бой с вражескими самолетами, вели разведку и участвовали в других боевых действиях.
29 декабря 1941 года при подлете к Вологде летчиком А.Годовиковым был сбит немецкий Ju-88, который вскоре был выставлен на площади в центре Вологды на всеобщее обозрение. Вокруг трофея, обнесенного веревочной оградой, толпился народ. Подходящие видели распластавшийся на снегу большой двухмоторный бомбардировщик с длинным тонким фюзеляжем, широкими крыльями, погнутыми лопастями винтов, тупоносой остекленной кабиной. Рядом стояли манекены в форме немецких летчиков. Шлемы, комбинезоны и сапоги были из эрзаца серого цвета. На комбинезонах много застежек «молния» с проводами. Электрический обогрев вполете заменял отсутствие теплой одежды.
От темно-зеленой окраски самолета, больших черных крестов на крыльях ифюзеляже и черной свастики на киле веяло чем-то зловещим. На фанерке, прикрепленной к колышку, вбитому в землю, написано: «Пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-88». Сбит политруком А.Годовиковым».
Поскольку этот «Юнкерс» был первым самолетом, сбитым в вологодском небе, его решили показать вологжанам. Сообщая об этом жене, Годовиков писал: «Знаешь, когда за тобой, за твоей спиной наш могучий объединенный советский народ, то в душе столько злобы и ненависти к врагу, что зубами, всем, чем владеют руки, хочется дать гадам сполна».
С конца лета 1941 года А.Годовиков служил в составе 740-го истребительного авиационного полка 148-й истребительной авиационной дивизии ПВО. На дивизию были возложены функции противовоздушной обороны Северной железной дороги, а также объектов Вологодской области важных в военном отношении. 740-й истребительный авиационный полк (ИАП) базировался на аэродроме Матурино в Череповецком районе. Вот несколько эпизодов, описанных в журнале боевых действий Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО:
7 февраля 1942 г.
«Одиночный самолет противника «Юнкерс-88» производил разведку железнодорожной линии Вологда – Бабаево. Над Вологдой был обстрелян зенитной артиллерией. Для перехвата его были подняты в воздух самолеты 148-й истребительной авиационной дивизии (ИАД). Над поселком Серебрянская самолет противника был сбит летчиком 740-го истребительного авиаполка А.Годовиковым. Годовиков на свой аэродром не возвратился. Ведутся поиски. Самолеты 148-й ИАД вылетали на перехват противника, а также патрулировали линии железной дороги. Всего сделан 31 самолетовылет.
В последний момент поступило сообщение, что при падении неприятельского самолета два летчика из него выпрыгнули на парашютах. Один из них уже пойман, поиски другого продолжаются.
Сделано пять самолетовылетов на поиски не возвратившегося на свою базу летчика Годовикова. Установлено, что тов. Годовиков, протаранив самолет противника «Юнкерс-88», сам погиб».
Самолет Годовикова был обнаружен в лесу в районе станции Заборье. Истребитель МиГ-3 лежал на заснеженном склоне оврага. У него не было хвостового оперения по бронеспинку. Лопасти винта, крылья, кабина целы. В закрытой кабине – политрук Годовиков. На лице был виден след от удара о прицел.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 года А.Н.Годовикову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). С воинскими почестями он похоронен в Череповце, в сквере на площади Жертв Революции. Когда под раскаты трехкратного оружейного салюта опускали в могилу красный гроб, над площадью пролетел истребитель. Это прощались с героем его друзья – летчики-истребители 740-го истребительного авиационного полка, которые до 1944 года защищали небо Вологды.
На аэродроме Матурино также базировался запасной полк авиации Балтийского флота. Здесь формировалась и тренировалась первая эскадрилья. После подготовки летчики начинали боевую работу по защите неба Балтики.
Всего в Череповецком районе имелось три военных аэродрома, на которых базировалась 148-я истребительная авиационная дивизия ПВО.
Большую роль для военной авиации в Вологодском районе сыграл аэродром врайоне деревни Дубровское Прилукского сельсовета. В годы войны на аэродроме базировались 731-й, после него 964-й авиационные полки 148-й ИАД ПВО. На 21 февраля 1942 года в 731-м авиаполку размещалось 23 самолета-истребителя
Р-40. Полк многократно упоминается в журнале боевых действий ЧВДР.
Вот некоторые из записей:
29 декабря 1941 г.
«731-й истребительный авиаполк выполнял патрулирование и вылеты навстречу противнику, прикрывал участки Вологда – Шексна – Грязовец. Летчик Кваснов в 12:10, патрулируя местность над Вологдой, встретил «Юнкерс-88». Произвел по нему пять очередей из пулемета. Противник, курсом на запад, скрылся в облаках».
19 апреля 1942 г.
«Командир полка майор Лешко сбил над Вологдой бомбардировшик противника».
«Командиру эскадрильи 731-го истребительного авиационного полка Николаю Николаевичу Морозову было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени на его боевом счету было 12 лично им сбитых немецких самолетов».
В июле 1942 года 731-й полк перебазировался в Рыбинско-Ярославский дивизионный район ПВО и вскоре участвовал в воздушных боях под Сталинградом. На аэродроме в Дубровском сформирован 964-й авиационный полк, экипажи которого еще многие месяцы вылетали на боевые задания.
Фашисты неоднократно пытались разбомбить Вологодский железнодорожный узел. За всю войну на город не упала ни одна бомба, хотя попытки бомбардировок предпринимались неоднократно.
Из воспоминаний Градиславы Колобовой, которая в годы войны была еще ребенком:
«Это было в 1944 году, ближе к весеннему паводку. Со страшным ревом летали над Вологдой нагруженные бомбами тяжелые немецкие бомбардировщики. Не успеет радио дать «Отбой воздушной тревоги», как тут же опять кричит: «Воздушная тревога! Всем в бомбоубежище!» У Гитлера была цель – разбомбить Вологодский железнодорожный узел, но нас спасала хорошая маскировка. Взрослые тогда говорили, что Гитлер послал свою самую опытную летчицу на Вологду. Она три раза делала вылеты, но безуспешно: видит по карте, что здесь должен быть город, а глянет вниз – сплошной дремучий лес и темнота. Когда ее самолет сбили, она так и говорила. Об этом тогда было написано и в газете. Из ее комбинезона сделали чучело: набили чем-то, сверху летная шапка и сумка через плечо. Стоит у крыла сбитого самолета, вокруг оцеплено и написано: «Руками не трогать». Это на площади Революции было. Нам, ребятне, интересно было, мы по несколько раз бегали смотреть на «немецкого летчика-тетеньку».
В Бабаевском районе имелось четыре аэродрома, использовавшихся военной авиацией. На аэродроме в районе деревень Плаксино, Кузовлево, Красиково Тороповского сельсовета с осени 1941 года базировался 105-й авиаполк. Он был бомбардировочный, самолеты двухмоторные. Вылетали на бомбежки под Тихвин. Отдельные экипажи делали за день по два вылета. Где-то в феврале 1942 года авиаполк перебросили от нас в район Тихвина, к той поре уже освобожденного от немцев.
С аэродрома Белые Кресты в районе деревни Пильно Чагодощенского района самолеты-бомбардировщики 57-го авиационного бомбардировочного полка (АБП) вели боевые действия по уничтожению танков и войск противника, двигавшихся на Тихвин.
Аэродром около деревни Пильно, где с декабря 1941 года по ноябрь 1943 года размещались 11-я авиабаза и 57-й бомбардировочный авиаполк военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота.
В Вытегорском районе активно использовался аэродром в районе села Девятины Девятинского сельсовета. Здесь базировались подразделения 72-го Петрозаводского отдельного Краснознаменного разведывательного авиационного полка. В местной печати неоднократно упоминалось, что с аэродрома в Девятинах на самолетах У-2 в тыл противника, в оккупированную финнами часть Карелии, забрасывались разведчики и партизаны.
На аэродроме в районе города Кадникова Сокольского района в 1941–1942 годах стоял 27-й запасной авиационный полк. Здесь производилась сборка самолетов иностранных типов, полученных от союзников по ленд-лизу. На открытой площадке были построены деревянные мастерские для сборки самолетов. Готовая техника проходила испытания и тут же отправлялась в бой.
Мой дедушка Владимир Павлович Власов, будучи шестилетним ребенком, летом 1942 года наблюдал воздушный бой советского ястребка с фашистским стервятником. Во время сражения слышалась пулеметная стрельба и было ощущение, что все действие происходит очень близко, тогда как на самом деле бой проходил на большом удалении. Фашистский самолет загорелся и упал, а наш истребитель приземлился. Увиденное настолько потрясло детское сознание, что он помнил это сражение всю жизнь. Дедушка проживал в деревне Волнино Емского сельсовета в 25 км от Вологды, и считалось, что в этом направлении немецкие самолеты не летали. Наша семья пробовала найти подтверждение дедушкиной истории, но попытки не принесли успеха. Но однажды я натолкнулась на статью «Поединок над Домшино». Прочитав ее, решила, что в ней идет речь именно о том воздушном поединке.
721-й авиационный полк входил в состав Рыбинско-Ярославского дивизионного района ПВО и прикрывал от вражеских налетов промышленные центры Подмосковья. Смелым воздушным бойцом показал себя Евгений Шурупов. Последняя запись датирована 2 июня 1942 года:
«Был жаркий солнечный день. Звено Е.Шурупова несло боевое дежурство. Вдруг в небе послышался завывающий звук мотора. Фашист! Евгений Шурупов вылетел навстречу врагу».
Самолет командира звена не вернулся на аэродром. И только через несколько месяцев стало известно о последнем бое Е.Шурупова.
Евгений догнал фашистского разведчика над селом Домшино Чебсарского (ныне Шекснинского) района Вологодской области. На глазах колхозников, работавших на поле, разгорелся воздушный бой.
Во время первой атаки Шурупов вывел из строя левый мотор фашистского самолета, но при этом сам был тяжело ранен. Превозмогая боль, летчик вновь повел самолет в атаку и сбил врага. Фашистский самолет, объятый пламенем, огромным факелом пошел к земле, а раненый Е.Шурупов, собрав последние силы, посадил свой ЛаГГ на колхозное поле. Открыв фонарь (фонарь в авиации – прозрачная часть кабины летчика, защищающая экипаж от воздействия встречного потока воздуха), он с трудом выбрался из кабины, скатился с плоскости, подполз кшасси, прижался к нему щекой и словно заснул после тяжелого ратного дела. Втаком положении его и нашли подбежавшие к самолету колхозники. Вскоре летчик умер на руках у плачущих женщин. От них и стало известно о последнем поединке героя.
Лейтенант Е.Н.Шурупов посмертно награжден орденом Ленина.
Честь и слава советским летчикам – доблестным защитникам вологодского неба!
Екатерина Офицерова,
средняя общеобразовательная школа №39