...Мне было восемнадцать
Каждый год 9 мая наш народ отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. В наши дни по телевидению показывают много художественных и документальных фильмов овойне, где рассказывается о подвиге нашего народа в те страшные годы. Люди пытались выживать в кольце блокады города Ленинграда, которая длилась 900 дней и ночей. Дети помогали взрослым, ухаживали за больными, стояли у станка, выпуская боеприпасы для фронта. Поражают строки из дневника мужественной девочки Тани Савичевой, которая стремилась выжить, когда ее родные и близкие умирали.
Многие женщины были снайперами и телефонистками, врачами и радистками, санитарками и летчицами, санинструкторами и даже танкистами. Что только не делали женские руки на этой войне: выносили с поля боя раненых, отстирывали залитое кровью белье, использованные бинты, кормили и выхаживали бойцов, спасая их от смерти.
Мои предки тоже принимали участие в Великой Отечественной войне.
Кто-то из них воевал на передовой, кто-то трудился в тылу. О них я и хочу рассказать.
Многие женщины участвовали в строительстве дорог, часто под обстрелом, как это пришлось делать моей прабабушке Пулиной Марии Петровне.
Из воспоминаний Марии Петровны Пулиной:
«Когда началась война, мне было восемнадцать лет. Сначала нас отправили рыть бронетанковые рвы, затем на лесопункте заготавливать лес. Летом начался сенокос. Прихожу я с сенокоса, а мне повестка. Я была комсомолкой. Приехала в Вологду. Отсюда отправили меня на Ленинградский фронт. Под Волховом нас направили разгружать вагоны. Надо было таскать мешки. Затем нас отправили на Ладогу, на «Дорогу жизни». Мы снабжали Ленинград боеприпасами, продовольствием – все это грузили в баржи. Жили в бараках. У нас была 301-я женская рота. Иной раз разгружаем ящики тяжелые с барж, тащим, а потом сядем на них и ревем. Затем меня перевели в пекарню от нашей же 301-й роты. Я там служила примерно шесть месяцев.
Когда закончилась блокада Ленинграда, нашу роту расформировали и меня забрали в Кабоны. Здесь я жила в доме, где уже жили шесть инженеров. Каждый день ночью налетали фашистские самолеты.
Я всегда работала в ночь, а днем меня дома не было. И вот как-то ночью началась бомбежка и в наш дом попала бомба. Все шесть инженеров погибли. Было и еще много разных историй с моими друзьями и со мной. Конечно, вся эта война – один сплошной стресс, но были и положительные моменты. А самым счастливым моментом для меня была вот эта история.
Весна 45-го. Мы у железнодорожной линии пилили лес. Идут женщины: «Девчонки! Кончайте работу! Война кончилась!» А тут командир взвода бежит: «Девчата! Поздравляю с Победой!» А у нас слезы на глазах: война кончилась, ну уж теперь-то будем живы. А 26 июля 1945 года нас отпустили по домам».
Мария Петровна награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью Жукова, медалью «За боевые заслуги», медалью «За оборону Ленинграда», значком «Отличник-дорожник» и другими наградами.
А к 50-летию Победы о моей прабабушке были написаны такие строчки:
Был день Петров, я после сенокоса
К себе домой уставшая пришла.
Посланницу из армии – повестку
Увидела на краешке стола.
Пошли за 18 километров
С подругой в комсомольский наш райком,
Но пароход уплыл с призывниками.
Хотели мы в родной вернуться дом.
«Вернись!» – услышала я за спиной команду.
И началось... Попала в Волховстрой,
В отдельной женской роте я служила,
На Ладоге была порой.
Бомбежки были, каждый день бомбежки,
Не суждено нам было умирать.
«Давай скорей хоть головы мы спрячем,
На остальное уж пока нам наплевать».
От голода опухли наши ноги,
Дом, где мы жили, бомбой разнесло,
А мы опять отделались счастливо,
Нас оглушило – только и всего.
Блокада кончилась, нас расформировали,
Отправили команду всю в стройбат.
Дороги выстилали мы камнями,
Дороги на родной наш Ленинград.
Из Ленинграда мы на Псков попали,
Затем был Третий Прибалтийский фронт.
Мы перевыполняли все задания
И двигались мы только лишь вперед.
Однажды мы с девчонками пилили
Старательно еловые дрова,
«Пилить кончайте, девушки, Победа!»
Мы плакали, кричали все «Ура!».
Пученичева Татьяна,
МОУ «Лицей №32»