23 декабря в России отмечают День дальней авиации Военно-воздушных сил России. Праздник был учрежден в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС РФ Анатолия Корнукова.
История дальней авиации связана с созданием русским авиаконструктором Игорем Сикорским первого в мире четырехмоторного самолета «Русский витязь», который стал прототипом всех современных тяжелых самолетов. Деревянный гигант мог вместить до 7 человек, имел размах крыльев 27 метров и весил почти пять тонн.
Первый в мире четырехмоторный самолет С-21 «Русский Витязь»
Император Николай II с авиаконструктором Игорем Сикорским осматривают самолет. 1913 г.
Усовершенствованной модификации «Витязя» Сикорский дал имя русского былинного богатыря – «Илья Муромец». «Муромец» поднялся в небо 23 декабря 1913 года, как первый в мире пассажирский самолет. Он же стал первым тяжелым бомбардировщиком, вставшим на вооружение России в начале Первой мировой войны.
Тяжелый самолет «Илья Муромец»
Эскадра таких воздушных средств была сформирована в русской армии 23 декабря 1914 года по указу императора Николая II. И принято считать, что именно от этой даты взяла свое начало российская стратегическая (дальняя) авиация.
Загрузка бомб в тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец»
Размещение бомб в фюзеляже самолета «Илья Муромец»
За годы Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. Уничтожили в воздушных боях 12 вражеских истребителей. Потеряли только один самолет. Но в сентябре 1917 года германские войска подошли к Виннице, где дислоцировалась наша эскадра, и самолёты сожгли, чтобы они не достались врагу.
Аэродром эскадры воздушных кораблей в Виннице. 1917 г.
Возрождение дальней авиации началось уже после Октябрьской революции. Декретом Совета Народных Комиссаров от 22 марта 1918 года предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трёх боевых единиц.
Самолет «Илья Муромец» в составе
Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота в годы Гражданской войны
А с принятием на вооружение в 1930 году бомбардировщика ТБ-3, спроектированного под руководством Андрея Туполева, советская тяжелая авиация перешла на качественно новый уровень. Это был выдающийся самолет своего времени, первый в мире четырехмоторный, воздушный цельнометаллический корабль.
Очередной этапной машиной стал спроектированный в конструкторском бюро Ильюшина двухмоторный дальний бомбардировщик ДБ-3. После модернизации получивший обозначение ДБ-ЗФ (Ил-4). Он стал основной ударной силой Дальней авиации в годы Великой Отечественной войны.
К началу войны с Германией дальнебомбардировочная авиация Красной Армии включала пять авиакорпусов, три отдельных авиадивизии и один отдельный авиаполк – около 1500 самолетов и почти 1000 боеготовых экипажей. Летчики дальней авиации вступили в бой с врагом 22 июня 1941 года и участвовали во всех крупных операциях советских войск, выполнив в общей сложности 220 тысяч боевых вылетов. Около 25 тысяч солдат и офицеров Дальней авиации были удостоены государственных наград, 269 стали Героями Советского Союза, шестеро – дважды Героями.
Самый молодой по возрасту среди всех дважды Героев – В. В. Сенько, родился в 1921 г., А. И. Молодчий родился в 1920 г., С. И. Кретов – в 1919 г., В. Н. Осипов – в 1917 г., П. А. Таран – в 1916 г. и Е. П. Федоров – в 1911 г.
Молодчий стал дважды Героем в 22 года, Сенько – в 24, Осипов – в 27 лет, Таран – в 28, Кретов – в 29, Федоров в 34 года.
Сегодня дальняя авиация является частью российской ядерной триады наравне с подводными лодками и ракетами. Ее основа – лучшие военные бомбардировщики-ракетоносцы: Ту-160МС, Ту-95МС, Ту-22М3. Это мощные и быстрые машины, оснащенные ракетами с ядерными боеголовками и способные на долгие межконтинентальные перелеты.
Ту-160 – советский и российский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности. Разработан в ОКБ Туполева в 1970-х годах. Первый полет осуществлен в декабре 1981 года. На вооружении ВВС РФ находиться 16 самолетов – 10 Ту160 и 6 Ту-160М2.
Ту-22М – советский и российский дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Носитель ядерного оружия. Разрабатывался в ОКБ Туполева с 1965 года. Первый полет осуществлен в августе 1969 года. На вооружении ВВС РФ находится 63 самолета – 60 Ту-22М3, 1 Ту-22M3M и 1 Ту-22МР.
Ту-95 – советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолёт с турбовинтовыми двигателями. Единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Разрабатывался в ОКБ Туполева с 1950-х годов. Первый полет осуществлен в ноября 1952 года. На вооружении ВВС России находится 60 самолетов – 44 Ту-95МС и 16 Ту-95МСМ.
Наиболее известный и современный из них – это сверхзвуковой Ту-160 МС, среди пилотов получивший прозвище «Белый лебедь».
Он является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу.
У каждого из 16 самолетов есть собственное имя. Вот некоторые из них.
В 1995 году имя легендарного «первенца» российской дальней авиации «Илья Муромец» было присвоено двум стратегическим бомбардировщикам, участвовавшим в воздушном параде над Поклонной горой в Москве на праздновании 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Следующим именным самолетом стал ракетоносец «Иван Ярыгин», названный в честь известного российского борца, неоднократного победителя мировых чемпионатов и Олимпийских игр, одного из лучших спортсменов планеты, трагически погибшего в автокатастрофе.
Ту-160 «Валерий Чкалов» носит имя Героя Советского Союза, командира экипажа самолета, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США). Человека, который, по сути, открыл эру дальней авиации.
Еще один стратегический ракетоносец Ту-160, базирующийся на аэродроме Энгельс в Саратовской области, назван в честь дважды Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации Павла Тарана. Этот прославленный летчик прошел путь от лейтенанта до командира бомбардировочного полка, совершив во время войны 386 боевых вылетов. Выйдя в отставку, Таран до конца жизни работал в ОКБ А.Н. Туполева.
Один из самых печальных моментов в истории отечественной Дальней авиации – 18 сентября 2003 года. В этот день в пяти километрах от поселка Советский в Саратовской области потерпел катастрофу самолет Ту-160 «Михаил Громов», названный в честь советского летчика-испытателя, установившего в 30-е годы два мировых авиационных рекорда дальности полетов.
Обломоки разбившегося бомбардировщика Ту-160
Экипаж Ту-160 до последнего боролся за живучесть воздушного судна. Но на высоте 1200 м самолет стал стремительно разрушаться, и произошло его возгорание. Отдав приказ о катапультировании, командир судна, подполковник Юрий Дейнеко, оставил боевую машину последним. Но малая высота и большая вертикальная скорость снижения с наложением очередного взрыва на борту не оставила летчикам шансов остаться в живых. За мужество и героизм экипаж посмертно был удостоен высоких правительственных наград. В сентябре 2004 года на месте падения Ту-160 открыт памятник.
Мемориал на месте гибели Ту-160 «Михаил Громов»
Памятник лётчикам Дальней авиации России,
установленный в Москве, в сквере Девичьего поля