21 января 1701 года Петр I подписал Указ о создании в Москве «Школы Пушкарского приказа» – первое в России артиллерийское, инженерное и морское училище, историческая предтеча и предшественник всей современной системы инженерно-технического образования России. Под школу была выделена Сухарева башня со всеми строениями и землей. С момента основания находилась в ведении Оружейной палаты, подчинённой Пушкарскому приказу (Пушкарский приказ – центральный орган военного управления в России). В ней предстояло обучать артиллеристов, но там же начали учить и военных инженеров – специалистов по фортификации и минному делу.
В своем указе Петр I отмечал:
«…инженеры зело потребны суть при атаке или обороне, какова места и надлежит таких иметь, которые не токмо фортификацию основательно разумели и в том уже служили, но и чтоб мужественны были, понеже сей чин паче иных опасности подвержен есть».
Уже в 1702 г. выпускники Школы Пушкарского приказа отправились в первые минерные подразделения русской армии. Однако, в отличие от артиллерийских подразделений, численность инженерных сил Российской империи первоначально была невелика.
В 1722 году офицеры – инженеры были поставлены в Табели о рангах на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Это объяснялось более высокими требованиями, которые предъявлялись к военным инженерам. Им и платили большее жалованье, поскольку статус военного инженера требовал не только хорошей общевоинской подготовки, но и специальных знаний.
Русские офицеры Корпуса инженеров. Рис. Лев Киль
Настоящим испытанием для военных инженеров стала Отечественная война 1812 года. К этому времени инженерные силы империи включали 10 минерных и пионерных рот, кроме того к ним относились понтонные роты при артиллерийских частях и 14 крепостных понтонных и минерных рот. В состав таких рот входили только офицеры, а солдат как рабочую силу поставляли на время выполнения конкретных задач пехотные полки и местное население. В начале войны инженеры возвели 178 мостов, отремонтировали 1920 верст дорог, что позволило русской армии эффективно маневрировать.
Полевые укрепления времен Наполеоновских войн
Засека – заграждение сформированное сваленными в сторону противника деревьями.
Засеки дожили до второй мировой войны
Флеш – полевое укрепление, состоящее из двух фасов длиной 20–30 метров
Отдельная страница в истории отечественных инженерных войск – Крымская война 1853–1856 гг., когда русские армия и флот столкнулись с превосходящими силами крупных и сильных держав – Великобритании, Франции, Османской империи и примкнувшего к ним Сардинского королевства.
Граф Эдуард Иванович Тотлебен –
русский генерал, знаменитый военный инженер
Военные инженеры под руководством Эдуарда Тотлебена выстроили такую систему обороны Севастополя, которая позволила на протяжении почти целого года отражать атаки противника.
Строительство бастиона в Севастополе саперами Русской армии в 1854 г.
Фрагмент панорамы «Оборона Севастополя»
В годы Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. знания военных инженеров под руководством вышеупомянутого Тотлебена также были востребованы. Во время знаменитых боев на Шипке удалось отразить атаки османских войск вообще без применения артиллерийских орудий и стрелкового оружия. Секретом успеха стало использование электроуправляемых фугасов, обративших в бегство уступавшую в инженерном отношении османскую армию.
Инженерные войска играли очень важную роль во время Первой мировой войны. Рост их значимости для вооруженных сил способствовал и увеличению доли инженерных частей и подразделений в общей численности русской армии. К 1917 году инженерные войска составляли 6% от общей численности русской армии.
Новая страница в истории отечественных инженерных войск началась после Октябрьской революции. Фактически советская власть, используя опыт старой русской армии, приступила к строительству инженерных войск РККА заново и добилась в выполнении этой задачи колоссальных успехов. К 1929 году штатные инженерные части были созданы во всех родах войск, что позволило повысить их боевую эффективность, сделать более независимыми в выполнении самых разных задач.
Пулеметный вагон в составе бронепоезда, 1918 г.
Инженерные войска в Великой Отечественной Войне
В РККА первоосновным назначением инженерных войск являлось техническое обеспечение наступательных и оборонительных боевых действий пехоты.
В условиях жесткой войны силами рядовых солдат и офицеров были грамотно спланированы и успешно реализованы все необходимые условия для оперативного продвижения основных наступательных частей Советской армии.
В оборонительных боях спецподразделения инженерных войск выполняли задачи по маскировке военных объектов, сооружению защитных укреплений, включая противотанковые рвы, и другие поручения командования.
Замаскированный Смольный во время блокады Ленинграда
Во многом, именно благодаря своевременным и слаженным действиям военных инженеров, немецкие оккупанты столкнулись с непреодолимыми препятствиями на пути к советским укрепрайонам, представлявших стратегическое значение.
В ходе Второй мировой войны батальоны и отряды инженерных войск СССР получили огромный опыт и перспективы для последующего развития. Улучшались технические возможности, а также постоянно расширялся спектр военных задач.
Укладка пути «Дороги Победы», по которой в блокированный Ленинград каждый день
шли эшелоны с продовольствием и боеприпасами
Существенно возрастала и роль солдат инженерных войск. Практически с первых дней вторжения фашистских захватчиков на территорию СССР они активно участвовали в подготовке и проведении оборонительных боев – рыли окопы, расчищали дороги, создавали защитные укрепления и возводили водные переправы при помощи понтонов. Совместно с другими армейскими подразделениями военные инженеры стойко сдерживали мощный натиск немецких сил.
Они прикрывали отступление основных сил советской армии, разрушая переправы через реки, минируя поля и устраивая непреодолимые зоны искусственных препятствий, что заставляло немцев сбрасывать темп.
Сооружение противотанковых препятствий. Июнь 1942 г.
При организации обороны российской столицы по решению высших чинов Верховного командования армии в срочном порядке были сформированы 10 подвижных мобильных отрядов, которые выполняли боевые задачи перед самым носом фашистов, минируя пути проезда танков и уничтожая дорожные коммуникации.
Благодаря проведенной работе, в ходе наступления на Москву на одном из участков немецкие части лишились около 200 единиц тяжелой бронетехники и порядка 140 единиц грузового автотранспорта с оружием и боеприпасами.
Подорвавшиеся на минах немецкие танки
В 1942–1943 гг., когда советские войска перешли в контрнаступление, военным инженерам РККА пришлось в спешке восстанавливать ранее разрушенные мосты и сооружать новые переправы через реки. Помимо этого, на их плечи легли задачи по разминированию.
Саперы обезвреживают немецкие противотанковые мины
За годы войны военными инженерами было установлено более 70 миллионов противотанковых и противопехотных мин, разминировано 765 тысяч квадратных километров территории и 400 тысяч километров путей. Инженерные войска РККА возвели 11 тысяч постов, проложили почти 500 тысяч километров путей.
К 1945 году в состав РККА входили 98 инженерно-саперных, 11 понтонно-мостовых бригад, 7 инженерно-танковых полков, 11 понтонно-мостовых полков, 6 огнеметно-танковых полков, 1042 инженерных и саперных, 87 понтонно-мостовых батальонов, 94 отдельные роты и 28 отдельных отрядов.
Советские саперы наводят переправу через реку Одер
Советские войска проходят по понтонному мосту через Дунай
В Великой Отечественной войне инженерные войска проявили себя самым лучшим образом, выполняя важнейшие задачи на линии фронта и в тылу.
Инженерные войска в мирное время на боевом положении
С 1950-х по конец 1980-х гг. был периодом дальнейшего развития и укрепления инженерных войск Советской Армии. Сотни тысяч советских военнослужащих прошли службу в частях и подразделениях инженерных войск.
Война закончилась, а военные инженеры продолжали решать боевые задачи уже в мирное время, участвуя в разминировании городов и населенных пунктов, в обезвреживании авиабомб, артиллерийских снарядов, других боеприпасов, которые периодически обнаруживают и в настоящее время.
Советский сапер за разминированием одной из площадей Белграда
во время Великой Отечественной войны, 1944 г.
Инженерные войска, как и другие рода войск Советской Армии прошли всю афганскую войну. В Афганистан был направлен 45-й отдельный инженерно-сапёрный Краснознаменный, ордена Красной Звезды полк, другие части, соединения и подразделения инженерных войск.
Военным инженерам приходилось действовать в незнакомой местности, в сложных климатических условиях, под угрозой атак противника. Но они справлялись с всеми поставленными задачами.
Боевая машина разминирования БМР-2 из состава 45-го инженерно-сапёрного полка в работе.
Афганистан, середина 1980-х гг.
Отдельная героическая и трагичная страница в истории советских инженерных войск – Чернобыльская катастрофа. Генерал-лейтенант Николай Георгиевич Топилин, занимавший затем должность заместителя начальника инженерных войск по вооружению, вспоминал, что именно инженерные войска оказались наиболее подготовленными к действиям в условиях Чернобыльской катастрофы, поскольку проходили специальную подготовку для действий в условиях применения оружия массового поражения. Именно военные инженеры выполняли задачи по разведке объекта, затем участвовали в большинстве работ, проводившихся на АЭС.
Ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Модифицированная инженерная машина разграждения ИМР-2Д
Ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Модифицированная котлованная машина МДК-2
Современные инженерные войска ВС России
Распад Советского Союза негативно отразился на состоянии вооруженных сил постсоветских государств и Россия в этом плане не была исключением. Тем не менее, военные инженеры участвовали в вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве, в антитеррористических операциях на Северном Кавказе, в различных миротворческих миссиях.
Инженерные войска России – это редчайший сплав науки и отваги.
Саперы российского миротворческого контингента в Нагорном Карабахе
Силами инженерных подразделений Российской Армии в Сирии
разминировано более 10 тысяч гектаров местности
В бригадах ИВ не встретишь традиционную армейскую бронетехнику. На вооружении этих подразделений находятся собственные уникальные «монстры» из металла, у каждого из которых имеется своя конкретная специфика. Одни машины предназначены для разминирования, разборки завалов, другие проделывают проходы в минных полях, а третьи сооружают мосты через реки и водоемы.
Инженерные войска Минобороны демонтируют аварийные строения
в пострадавших от паводка районах Иркутской области
Сегодня инженерные войска развиваются семимильными шагами, и ключевую роль в реформировании подразделений инженерных войск играет автоматизация. По уровню военной подготовки в плане использования спецтехники бойцы инженерных бригад считаются одними из лучших в российской армии. Военные инженеры остаются одним из наиболее важных родов войск России.
Борис Скупов
Инженерный войска России сегодня
Средства преодоления разрушений и препятствий
Инженерная машина разграждения «ИМР-2М»
Путепрокладчик гусеничный «БАТ-2»
Путепрокладчик колесный ПКТ-2
Мостоукладчик танковый МТУ-72
Мост механизированный «ТММ-6»
Установки для строительства мостов УСМ-3
Средства преодоления водных преград
Понтонный парк ПП-2005М
Гусеничный самоходный паром «ГСП»
Паромно-мостовая машина «ПММ-2М»
Транспортер плавающий «ПТС-2»
Прицеп плавающий ПКП
Средства минирования
Заградитель минный прицепный ПМЗ-4
Гусеничный минный заградитель «ГМЗ-3»
Вертолётный минный раскладчик «ВМР»
Сапёрные средства
Бронированные машины разминирования БМР-3МА
Мобильные инженерные комплексы разминирования (МИКР)
Многофункциональный робототехнический комплекс разминирования
МРТК-Р «Уран-6»
Тралы минные
Инженерная разведывательная машина «Жук»
Средства механизации дорожных и землеройных работ
Инженерно-сапёрное подразделение
Машина землеройная ПЗМ-2
Быстроходная траншейная машина БТМ-3
Машина дорожная, котлованная «МДК-3»
Передвижные буровые установки ПБУ-100
Прочая техника
Кран автомобильный КС-45719-7М грузоподъёмностью 16 т
Лесопильный комплекс ВМЛК-1
Передвижная инженерная электростанция ЭД30-АИ
Подвижный инженерный ремонтный комплекс ПИРК
Станция комплексной очистки воды СКО-10К
Поздравляем всех военнослужащих
инженерных войск России с праздником!