March 10

Rubrika BRONYA KREPKA GIF

Начало большого пути

Жозеф Яковлевич Котин родился 10 марта 1908 года в городе Павлограде Екатеринославской губернии в семье рабочего. В 1920 году семья Котиных переехала в Харьков, в то время бывший не только столицей Советской Украины, но и одним из крупнейших культурных и промышленных центров страны. Отец Котина Яков Антонович поступил на работу на один из харьковских заводов, а Жозеф пошёл учиться в городскую школу.

Ж. Я. Котин
Ж. Я. Котин

После окончания школы в 1923 году пятнадцатилетний Жозеф Котин начал свою трудовую деятельность: устроился на харьковский котельно-механический завод «Труд», где сначала работал учеником, а затем подручным слесаря. Во время работы на заводе «Труд» Жозеф Котин сделал своё первое изобретение — слесарные тиски, отличавшиеся оригинальным техническим решением. В то же время Котин учился на вечернем рабочем факультете, который закончил в 1927 году. После рабфака он поступил на автомобильный факультет Харьковского технологического института, откуда в августе 1929 года отличника учёбы студента 3-го курса Ж.Я. Котина по набору ЦК ВКП(б) откомандировали в Ленинград для продолжения обучения в Военно-технической академии им. Ф.Э. Дзержинского на факультете механизации и моторизации РККА.
После окончания академии с 1932 по 1937 год военинженер 3-го ранга Ж.Я. Котин служил в Военной академии механизации и моторизации РККА им. И.В. Сталина (ВАММ) на различных должностях: инженером, начальником проектно-конструкторского сектора, начальником отделения в научно-исследовательском отделе. В 1935 году он лично участвовал в оригинальной разработке и практическом применении методики десантирования плавающих танков Т-37А и Т-38 с самолёта на бреющем полёте.

Ж. Я. Котин с женой, сыном Феликсом и дочерью Надей. 1948 г.
Ж. Я. Котин с женой, сыном Феликсом и дочерью Надей. 1948 г.

Новое назначение

В апреле 1937 года Ж.Я. Котин был назначен начальником танкового конструкторского бюро СКБ-2 на Кировском заводе (ЛКЗ) в Ленинграде. Необходимо отметить, что в то время небольшой коллектив СКБ-2 едва справлялся с конструкторским сопровождением серийного производства танка Т-28, над проектированием новых боевых машин почти не работал и собственной опытной базы не имел. Возглавив бюро, Котин занялся решением организационных вопросов: прежде всего, добился от руководства завода выделения и оборудования помещений для лабораторий и мастерских, предназначенных для опытных работ. Используя опыт, полученный в ВАММ, он занимался совершенствованием методов проектирования, привлечением квалифицированных кадров, создал в СКБ-2 группу перспективных разработок, много внимания уделял организации службы технической информации. Всё это в итоге принесло щедрые плоды.
В 1938 году обновлённый коллектив СКБ-2 приступил к работе по проектированию и созданию нового тяжёлого трёхбашенного танка с противоснарядным бронированием СМК, а затем и однобашенного тяжёлого танка КВ. Разработанный под руководством Котина танк КВ в декабре 1939 года Постановлением Комитета обороны при СНК СССР №443сс был принят на вооружение – это был первый отечественный серийный тяжёлый танк с противоснарядным бронированием. В феврале–марте 1940 года под руководством Котина был создан танк КВ-2 с более мощным вооружением – 152,4-мм гаубицей М-10, предназначавшийся прежде всего для уничтожения фортификационных сооружений.

Опытный образец тяжёлого танка КВ
Опытный образец тяжёлого танка КВ

До начала Великой Отечественной Войны в СКБ-2, возглавляемом Ж. Я. Котиным, велись работы по усовершенствованию конструкции тяжёлых танков и улучшению их боевых свойств: были спроектированы и изготовлены опытные тяжёлые танки Т-150 и Т-220, велись работы над танком КВ-3. Кроме того, появились проекты лёгкого танка Т-50 и самоходной артиллерийской установки с 152,4-мм пушкой Бр-2.

Главный конструктор «Танкограда»

Сразу же после начала Великой Отечественной войны перед руководством Кировского завода была поставлена задача максимально увеличить выпуск танков КВ. Конструкторам СКБ-2 под руководством Котина пришлось проделать огромную работу по упрощению конструкции и технологии изготовления этих столь необходимых фронту боевых машин. Для круглосуточного обеспечения танкового производства в июле 1941 года весь руководящий состав СКБ-2 перевели на казарменное положение. Несмотря на многочисленные трудности, задача была с честью выполнена: выпуск танков КВ по сравнению с довоенным периодом вырос более чем вдвое. За выдающиеся заслуги в создании и освоении производства тяжёлых танков в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1941 года Ж.Я. Котину было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Советские тяжёлые танки КВ-1 выходят на позицию для атаки
Советские тяжёлые танки КВ-1 выходят на позицию для атаки

6 октября 1941 года приказом №51сс по Народному комиссариату танковой промышленности (НКТП) Котин назначается главным конструктором только что созданного Комбината по производству тяжёлых танков («Танкограда»), объединившего в себе Челябинский Кировский завод (бывший ЧТЗ), Уралмашзавод и Уралтурбозавод. При этом за Котиным осталась должность главного конструктора Кировского завода. 9 октября 1941 года приказом НКТП №20К Котин был назначен заместителем Народного комиссара танковой промышленности по техническим вопросам, новым конструкциям и опытным работам.

Производство КВ-1 в Челябинске, весна 1942 г.
Производство КВ-1 в Челябинске, весна 1942 г.

После эвакуации в Челябинск коллектив СКБ-2 занимался в основном работами по дальнейшему усовершенствованию тяжёлых танков. В Челябинске под руководством Котина были созданы тяжёлый танк КВ-1с, огнемётный танк КВ-8 и самоходная артиллерийская установка СУ-152, вооружённая 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С.
В июне 1943 года Котин стал главным конструктором и директором Опытного завода №100 в Челябинске. Под его непосредственным руководством были разработаны и поставлены на серийное производство в ЧКЗ тяжёлые танки КВ-85, ИС-1 и ИС-2, а также самоходные артиллерийские установки ИСУ-152 и ИСУ-122. В 1944 году он принимал непосредственное участие в проектировании тяжёлого танка ИС-3.

Тяжёлый танк ИС-2
Тяжёлый танк ИС-2

Несомненно, одним из наиболее значимых и ярких достижений Котина было создание тяжёлого танка ИС-2, достойно завершившего целую серию его конструкторских разработок, начинавшихся от танка КВ. ИС-2, по праву считающийся лучшим отечественным танком военного периода, получил высокую оценку у советских танкистов.

Послевоенная деятельность

После окончания Великой Отечественной войны, в конце 1945 года, Котин вернулся в Ленинград и был назначен главным конструктором СКБ-2 на ЛКЗ, а в феврале 1946 года – главным конструктором и директором филиала опытного завода №100. С 19 марта 1949 года Котин – первый директор и главный конструктор Всесоюзного научно-исследовательского института №100 (ВНИИ-100) по конструированию новых танков (с сохранением должности главного конструктора ЛКЗ). Послевоенная деятельность Котина в качестве конструктора также оказалась чрезвычайно плодотворной. Он руководил проектированием и разработкой многих боевых машин:
– опытного тяжёлого танка ИС-7;
– тяжёлых танков Т-10 и Т-10М;
– плавающего танка ПТ-76 и бронетранспортёра БТР-50П на его базе;
– опытного тяжёлого танка с гидромеханической трансмиссией («Объект 266»);
–опытного тяжёлого танка с 130-мм нарезной пушкой («Объект 277»);
– экспериментальный танк с управляемым оружием и размещением экипажа в корпусе («Объект 287»);
– экспериментальная бронированная машина с двумя газотурбинными двигателями («Объект 288»);
–опытная самоходная установка САУ-152 («Объект 268») на базе танка Т-10.
Кроме того, под его руководством был разработан ряд гусеничных шасси для артиллерийских установок и ракетных установок оперативно-тактического назначения.

Десантирование плавающего танка Т-37
Десантирование плавающего танка Т-37

Наряду с боевыми машинами конструкторский коллектив, которым руководил Котин, разработал и машины для народного хозяйства, такие как гусеничный трелёвочный трактор КТ-12, гусеничная машина «Пингвин» для арктических экспедиций и мощный колёсный трактор «Кировец», получивший широкое распространение в сельском хозяйстве и промышленности.

Тяжёлый танк ИС-7
Тяжёлый танк ИС-7

Необходимо отметить, что кроме таланта конструктора Котин обладал редкими организаторскими способностями и умением правильно расставить своих подчинённых. Благодаря этому раскрылся творческий потенциал целой плеяды выдающихся советских конструкторов танков и самоходных артиллерийских установок, работавших под его началом: А.С. Ермолаева, Н.Л. Духова, Л.С. Троянова, Н.Ф. Шашмурина, Г.Н. Москвина и многих других.
В январе 1968 года Котин стал заместителем министра оборонной промышленности СССР, а с 1972 года и до последних дней жизни был членом Научно-технического совета Министерства оборонной промышленности СССР. Скончался Жозеф Яковлевич 21 октября 1979 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Тяжёлый танк Т-10М
Тяжёлый танк Т-10М

Вместо эпилога

Работа Котина по созданию новых образцов военной и гражданской техники на протяжении всей его трудовой деятельности получала признание и высочайшие оценки со стороны руководства страны. Жозеф Яковлевич стал Героем Социалистического Труда, лауреатом четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946 и 1948 годов) был награждён четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Октябрьской Революции, орденом Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степеней, орденом Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», медалями.

Памятник Ж. Я. Котину в г. Павлограде
Памятник Ж. Я. Котину в г. Павлограде

«Вестник бронетанковой техники» №2, 1980 г.