March 19

Rubrika DAY V KALENDARE
Podvodnik01

Подводный флот – мощнейшее средство защиты страны. Опасная, но в то же время, уважаемая военная профессия – моряк-подводник. Приказ по флоту об учреждении профессионального праздника подводников был подписан в 1996 году.

Российская империя одной из первых поставила в строй новый вид кораблей. Свое начало история подводных лодок берет со времен Петра I. Именно тогда плотник Ефим Никонов предложил Петру I построить «потаенное судно». Даже успели начаться разработки проекта, но царь умер, и первые шаги разработок потерпели крах, о них просто забыли.

Памятник первой подлодки в России, которую придумали во времена Петра I в 1724 году
Памятник первой подлодки в России, которую придумали во времена Петра I в 1724 году
Памятник первой подлодки в России, которую придумали во времена Петра I в 1724 году

В следующий раз опытный экземпляр цельнометалической подводной лодки инженер-генерала Карла Андреевича Шильдера был построен в 1834 году. Первый в мире металлический подводный корабль был вооружен миной весом в 16 кг, которая крепилась на шесте. Испытания состоялись 29 августа 1834 года на 40-й версте Шлиссельбургского тракта. На испытаниях присутствовал Император Николай I. Экипаж из 8 человек под командованием мичмана Ростислава Николаевича Жмелёва, вошедшего в историю как первый офицер-подводник Российского флота, продемонстрировал возможности и динамические характеристики лодки.

Инженер-генерал Карл Андреевич Шильдер
Инженер-генерал Карл Андреевич Шильдер
Проект подводной лодки К. А. Шильдера
Проект подводной лодки К. А. Шильдера

Но 8 октября 1841 года Военный министр А. И. Чернышёв наложил резолюцию за № 949 «Высочайше повелено дальнейшие опыты над подводною лодкой прекратить…». Работы были остановлены, сама подлодка была передана в личное имущество ее изобратателю. Шесть лет субмарина находилась у Петровского острова, вблизи дома генерала. Карл Шильдер проводил с ней какие-то опыты, однако в 1847 году, не имея более сил и средств, он разобрал субмарину и продал ее на металлолом

Один из выдающихся изобретателей подводных судов XIX века
Степан Карлович Джевецкий
Один из выдающихся изобретателей подводных судов XIX века Степан Карлович Джевецкий

Первые действующие экземпляры подводных лодок стали появляться лишь в 70-е годы XIX века. Руководство страны стало понимать важность разработок по созданию субмарин. Лодки Джевецкого двигались за счёт мускульной силы моряков, которая вращала винт. Пятьдесят подводных лодок были распределены по крепостям, но в боевых действиях не применялись.

Подводные лодки С. К. Джевецкого
Подводные лодки С. К. Джевецкого

Отцом отечественного подвода флота стал морской инженер Иван Бубнов. Под его руководством разработали и ввели в строй субмарину «Дельфин». Судно имело дальность хода в 240 миль и развивало скорость 10 узлов. Это был настоящий прорыв. Лучшие зарубежные аналоги не могли соперничать с «Дельфином». Русско-японская война заставляет ускорить производство субмарин. Команда Бубнова разработала проекты «Касатка», «Минога», «Акула».

Российский подполковник, корабельный инженер и математик
Иван Григорьевич Бубнов
Российский подполковник, корабельный инженер и математик Иван Григорьевич Бубнов

Самыми успешными разработками стали проекты «Морж» и «Барс». Дальность хода до 2500 миль, четыре торпедных трубчатых аппарата, восемь аппаратов Джевецкого, пушка, пулемёт – субмарины типа «Барс» становятся реальной боевой силой.

Подводная лодка «Акула»
Подводная лодка «Акула»
Подводная лодка «Тюлень» (типа «Барс»), на Черноморском флоте, 1916 г.
Подводная лодка «Тюлень» (типа «Барс»), на Черноморском флоте, 1916 г.

К началу Первой мировой основная часть подводного флота базировалась на Балтике. Успешные операции показали превосходство русских лодок над зарубежными аналогами. За время войны балтийский флот потерял двадцать четыре лодки, но только четыре из них были отечественными. Остальные погибшие корабли относились к американским и британским проектам, приданным в качестве союзной помощи.

Советская власть быстро поняла важность подводного флота. Советский период стал основой развития этой составляющей ВМФ. К началу Второй мировой на вооружении стояло 212 субмарин и около 14 тысяч личного состава.
Самым массовым и известным проектом этого времени являются «Щуки» подводным водоизмещением в 706 тонн. На долю экипажей дизельных подлодок этого типа и других выпала одна из самых трагических и тяжелых страниц отечественной истории – Великая Отечественная война. Всего в войне участвовало более 260 субмарин различного класса, водоизмещения и вооруженности.

Подлодка «Щука» Щ-311
Подлодка «Щука» Щ-311

Еще до Великой Отечественной боевые качества «Щук» были проверены в советско-финской войне, там они первыми из советских кораблей применили оружие. Всего в 1930–1940 годах было построено 86 кораблей этого проекта, служивших на всех флотах. Проект обладал рядом существенных недостатков, но отличительными особенностями «Щук» были сравнительная дешевизна в постройке, повышенная маневренность и живучесть. Всего было построено шесть серий подлодок этого типа, которые постепенно улучшали свои мореходные качества, техническую и другую вооруженность. Две лодки этого типа стали первыми советскими субмаринами, оснащенными в 1940 году приборами беспузырной торпедной стрельбы. Эта система была крайне важна для незаметности подлодки. Из 44 воевавших «Щук» погибла 31.

Советская подводная лодка типа «Щ» серии «X» Щ-403 в Полярном, декабрь 1942 г.
Советская подводная лодка типа «Щ» серии «X» Щ-403 в Полярном, декабрь 1942 г.

Великая Отечественная война стала трагическим испытанием моряков-подводников. Сложность боевых действий усугублялась невозможностью спастись в случаях повреждений на глубине. Героизм наших подводников описан в огромном количестве книг, сняты фильмы. 23 лодки получили ордена Красного Знамена, 12 стали Гвардейскими, 4 – Гвардейскими и Краснознамёнными. За совершённые подвиги 20 подводников награждены высшей наградой – Звездой Героя. Тысячи матросов и офицеров были представлены к орденам и медалям.

Послевоенная история подводников проходит в жесточайшем противостоянии Холодной войны. Развитие атомной энергетики послужило толчком к созданию атомных субмарин с ядерными ракетами на вооружении. Быстрыми темпами идёт наращивание военно-морского потенциала. Создаются учебные заведения, которые готовят высокопрофессиональные офицерские кадры по всем специальностям.

Подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» проекта 627 «Кит» –
первая атомная лодка СССР и третья атомная в мире
Подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» проекта 627 «Кит» – первая атомная лодка СССР и третья атомная в мире

Первая атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» была заложена 24 сентября 1955 года на заводе в Северодвинске (ныне Севмаш). Лодка, принятая в состав флота 12 марта 1959 года, фактически стала опытной.
Многие системы для К-3 создавались «с нуля». Ее «сигарообразный» корпус, внешнее покрытие и многие другие характеристики были принципиально новыми. Известно, что она была быстроходнее первого в мире подводного атомохода «Наутилус» (США), выдавая скорость подводного хода в 28 узлов.
С завода подлодка ушла «сырой», многие недоделки устранялись позднее, во время эксплуатации. Этот проект был первым в своем роде и абсолютно новаторским, поэтому конструкторы и судостроители часто продвигались «вслепую» в решении многих проблем.

Подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» на Северном полюсе
Подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» на Северном полюсе

С 1961 года подлодка начала нести боевую службу в Атлантике, а спустя год ушла в автономное плавание в Северный Ледовитый океан, где дважды прошла через Северный полюс. Однако 8 сентября 1967 года, во время боевого дежурства в Норвежском море, в первом и втором отсеках подволной лодки произошел пожар. Погибло 39 человек. Несмотря на это, лодка самостоятельно вернулась на базу.
К-3 прослужила в составе Северного флота до 1991 года.

Сложное время 90-х не смогло разрушить элиту флота. Нисколько не приукрасив, можно сказать, что несшие службу офицеры совершили подвиг чести, работая в голодное безденежное время.

Новое тысячелетие становится периодом восстановления боеспособности подводного флота. В современных реалиях иметь мощный высокотехнологичный подводный флот может только крупная технически развитая страна. Сейчас на боевом дежурстве ВМФ стоят атомные и дизель-электрические подлодки, ракетные подводные крейсера. Служба моряка-подводника престижна. Они обладают высоким интеллектом и хорошим образованием. Управлять современными подводными крейсерами под силу только специалистам экстра-класса.

Атомный подводный ракетный крейсер «Владимир Мономах»
Атомный подводный ракетный крейсер «Владимир Мономах»
Запуск баллистической ракеты стратегического ракетного «Булава» с атомного подводного
ракетного крейсера стратегического назначения К-551 «Владимир Мономах»
Запуск баллистической ракеты стратегического ракетного «Булава» с атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения К-551 «Владимир Мономах»

В этот день всем, кто связал свою судьбу с подводным флотом,
желаем мирной глубины, крепкого здоровья
и спокойных дежурств.

С праздником!

  ПОДЕЛИТЬСЯ