27

Rubrika V ETOT DEN VOINY

Подвиг парохода «Старый большевик»

Пароход «Старый большевик» был построен в 1933 году в Ленинграде и относился к разряду крупнотоннажных лесовозов. Его длина около 111 метров, водоизмещение – 8780 тонн, грузоподъемность – 5700 тонн.

Теплоход «Старый Большевик»

В марте 1942 года «Старый большевик» пришел в США, где взял более 6000 тонн снарядов и взрывчатки и 15 самолётов. После перехода в Исландию судно вошло в состав конвоя PQ-16.
27 мая 1942 года после попадания авиабомбы на «Старом большевике» возник пожар. К судну подошел английский эсминец, чтобы забрать экипаж и потопить пароход. Ответ экипажа «Старого большевика» был категоричен: «Мы не собираемся хоронить судно» и боролся с огнём более 8 часов. Экипажу удалось заделать многочисленные пробоины и на следующий день судно догнало конвой.

30 мая «Старый большевик» в составе конвоя подошёл к Мурманску и был встречен артиллерийским салютом. Командир английского эскорта передал командованию ВМФ СССР сообщение:
«Разрешите передать вам мое личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями вашего теплохода «Старый большевик». Так могли поступить только русские».
Затем последовала телеграмма от Адмиралтейства:
«От имени Королевского военно-морского флота хочется поздравить ваши суда по поводу прекрасной дисциплины, храбрости и решимости, проявленных во время боя в течение шести дней. Поведение команды «Старого большевика» было великолепным».

Плакат военого времени, рассказывающий о подвиге грузового теплохода «Старый большевик». Центральный Архив кино- и фотодокументов СПБ

Капитан лесовоза Иван Иванович Афанасьев, первый помощник капитана по политической части Константин Максимович Петровский и рулевой Борис Иванович Аказенок (кроме всего прочего он сбил немецкий самолёт) были удостоены звания Героя Советского Союза, орденами и медалями наградили и всех членов экипажа. Сам «Старый большевик» тоже был награжден – орденом Ленина: его изображение с тех пор украшало флаг судна. С этим орденоносным флагом «Старый большевик» в июне 1942 года в составе очередного конвоя ушел в Англию, откуда перешел в Тихий океан и до ноября 1945 года, действуя в составе Дальневосточного морского пароходства, продолжал заниматься доставкой военных грузов из США. Судно оставалось в рабочем строю до 1969 года, пока наконец годы не взяли свое...
Память о «Старом большевике» и его героическом экипаже жива и поныне. В 2011 году Окская судоверфь сдала азовским морякам универсальный сухогруз «Капитан Афанасьев». А в Мурманске с 1960 года трудится спасательное судно-буксир «Капитан Афанасьев», проведшее не одну спасательную операцию в Арктике.

Судно-буксир «Капитан Афанасьев», 1962 г. Фото Б. В. Лемачко

14 сентября 2011 года на Окской судоверфи  гроде Навашино Нижегородской области состоялся спуск на воду универсального сухогруза, предназначенного для Волжского пароходства. Судно получило название «Капитан Афанасьев».

Сухогруз «Капитан Афанасьев»