Подвиг парохода «Старый большевик»
Пароход «Старый большевик» был построен в 1933 году в Ленинграде и относился к разряду крупнотоннажных лесовозов. Его длина около 111 метров, водоизмещение – 8780 тонн, грузоподъемность – 5700 тонн.
В марте 1942 года «Старый большевик» пришел в США, где взял более 6000 тонн снарядов и взрывчатки и 15 самолётов. После перехода в Исландию судно вошло в состав конвоя PQ-16.
27 мая 1942 года после попадания авиабомбы на «Старом большевике» возник пожар. К судну подошел английский эсминец, чтобы забрать экипаж и потопить пароход. Ответ экипажа «Старого большевика» был категоричен: «Мы не собираемся хоронить судно» и боролся с огнём более 8 часов. Экипажу удалось заделать многочисленные пробоины и на следующий день судно догнало конвой.
30 мая «Старый большевик» в составе конвоя подошёл к Мурманску и был встречен артиллерийским салютом. Командир английского эскорта передал командованию ВМФ СССР сообщение:
«Разрешите передать вам мое личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями вашего теплохода «Старый большевик». Так могли поступить только русские».
Затем последовала телеграмма от Адмиралтейства:
«От имени Королевского военно-морского флота хочется поздравить ваши суда по поводу прекрасной дисциплины, храбрости и решимости, проявленных во время боя в течение шести дней. Поведение команды «Старого большевика» было великолепным».
Капитан лесовоза Иван Иванович Афанасьев, первый помощник капитана по политической части Константин Максимович Петровский и рулевой Борис Иванович Аказенок (кроме всего прочего он сбил немецкий самолёт) были удостоены звания Героя Советского Союза, орденами и медалями наградили и всех членов экипажа. Сам «Старый большевик» тоже был награжден – орденом Ленина: его изображение с тех пор украшало флаг судна. С этим орденоносным флагом «Старый большевик» в июне 1942 года в составе очередного конвоя ушел в Англию, откуда перешел в Тихий океан и до ноября 1945 года, действуя в составе Дальневосточного морского пароходства, продолжал заниматься доставкой военных грузов из США. Судно оставалось в рабочем строю до 1969 года, пока наконец годы не взяли свое...
Память о «Старом большевике» и его героическом экипаже жива и поныне. В 2011 году Окская судоверфь сдала азовским морякам универсальный сухогруз «Капитан Афанасьев». А в Мурманске с 1960 года трудится спасательное судно-буксир «Капитан Афанасьев», проведшее не одну спасательную операцию в Арктике.
14 сентября 2011 года на Окской судоверфи гроде Навашино Нижегородской области состоялся спуск на воду универсального сухогруза, предназначенного для Волжского пароходства. Судно получило название «Капитан Афанасьев».