ANONS PGN 8 GIF

08

Rubrika PO DOROGAM

Фронтовик «Захар Иванович»

8 июля 1944 года из ворот Уральского автомобильного завода вышел первый военный грузовик «ЗиС-5В»

Автомобиль «ЗиС-5В» выходит из ворот Уральского автомобильного завода

14 февраля 1943 года ГКО принял решение о переводе сборочного производства грузовиков «ЗиС-5В» (452) из Ульяновска в Миасс. Приказом № 64 Наркомата среднего машиностроения завод был преобразован в Государственный союзный Уральский автомобильный завод имени И. В. Сталина – «УралЗиС». Весной 1943 года из Ульяновска прибыло оборудование главного конвейера, но еще до того, как он начал свою работу, два десятка автомобилей «ЗиС-5В» были собраны на «козлах».

Сборка первых автомобилей «ЗИС-5В» на Уральскиом автомобильном заводе

27 мая 1944 года главный конвейер был подготовлен к сдаче. Первым начальником цеха, ответственным за скорейшую подготовку конвейера к пуску, был А. К. Воробей. 8 июля 1944 года Дмитрий Колесов и Андрей Мурашов вывели за ворота завода первые уральские грузовики. 20 июля на фронт был отправлен первый эшелон грузовиков, а 30 сентября 1944 года с конвейера сошел уже тысячный автомобиль.

Эшелон с автомобилями «ЗиС-5В», выпущенными автозаводом в г. Миассе. 1944 г.

От московского прототипа «военный» вариант отличался большей простотой. Круглые штампованные крылья были заменены сварными Г-образными, кабина обшивалась деревянными рейками – «вагонкой», деревянными были подножки, брызговики (из фанеры), обод рулевого колеса, правая фара не устанавливалась. В кабине отсутствовали отопитель и стеклоподъемники в дверях, обдув переднего остекления и стеклоочиститель заменила открывающаяся верхней часть ветрового стекла у водителя. Рабочий тормоз действовал только на задние колеса и имел механический привод. У грузовой платформы откидывался только задний борт. Лишь за счет изменений кабины и оперения экономилось 124 кг дефицитной листовой стали. Применение двигателя повышенной мощности «ЗиС-5В» позволяло разгоняться на 35% быстрее довоенных московских «ЗиСов», а экономия горючего достигала 10–16%.

Погрузка раненных советских солдат на военный грузовик «ЗиС-5В» для эвакуации

«ЗиС-5В» отлично работал в условиях бездорожья, был прост в эксплуатации. При расчетной грузоподъемности в 3 тонны, грузовик мог перевозить до 5 тонн. При необходимости «ЗиС-5В» использовали как тягач для артиллерийских орудий массой до 2,5 тонн. В конце войны «ЗиС-5В» использовались в войсках ПВО: в кузове автомобиля монтировали сдвоенную зенитную установку из пулеметов ДШК калибра 12,7 мм. На базе шасси «ЗиС-5В» делали топливозаправщики, ремонтные мастерские, фургоны и т.п. Всего до окончания войны было изготовлено 7813 двигателей, с главного конвейера Уральского автозавода сошло около 5,1 тысячи автомобилей «ЗиС-5В».

ЗиС-5В (в центре) на улице Берлина