01

Rubrika GEROI VOINY
Litvyak ZAG

1 августа 1943 года командир звена 3-й эскадрильи 73-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии младший лейтенант Лидия Владимировна Литвяк не вернулась с боевого задания.

Среди летчиц-женщин за всю Великую Отечественную войну наибольшее число побед в воздушных боях одержала Лидия Владимировна Литвяк. Она сбила 14 самолетов и один аэростат заграждения. При этом воевала Лидия Литвяк только до 1 августа 1943 года. В возрасте неполных 22 лет она погибла в бою над Миусским фронтом.
Лидия Литвяк родилась в Москве в 1921 году. С 14 лет занималась в аэроклубе, в 15 лет совершила свой первый самостоятельный полет. Затем были Херсонская авиационная школа лётчиков-инструкторов, Калининский аэроклуб.

Litvyak GIF

В августе 1941 года Калининский аэроклуб эвакуировали в Куйбышевскую область. Лидия Литвяк рвалась на фронт. Она добилась своего и была зачислена пилотом в 586-й женский истребительный авиационный полк, который возглавляла Герой Советского Союза Марина Раскова. Освоив истребитель Як-1, свой боевой путь Лидия Владимировна начала в системе ПВО города Саратова 15 апреля 1942 года. Здесь Литвяк осуществляла патрулирование над городом и сопровождала транспортные самолеты с ценными военными спецгрузами для фронта.

10 сентября 1942 года Лидия Литвяк в составе 586 ИАП впервые прибыла на фронт в район напряженных боев – в Сталинград. Здесь, в небе Сталинграда, она открыла боевой счет. Во втором боевом вылете на прикрытие самостоятельно сбила самолет противника «Ю-88», а еще один самолет – «Ме-109» – сбила в паре.
На капоте самолёта Лидии по её просьбе была нарисована белая лилия, так она получила прозвище «Белая лилия Сталинграда», и «Лилия» стала её радиопозывным.
Дальше Литвяк воевала на Сталинградском фронте. Она выполняла боевые задания по сопровождению транспортной авиации с особо важными спецгрузами для фронта, затем была зачислена в группу свободных «охотников» за самолетами противника.
23 февраля 1943 года Лидия Литвяк получила свою первую боевую награду – орден Красной Звезды. В наградном листе отмечено, что защищая Сталинград Л. Литвяк закалилась в воздушных боях и для нее нет невыполнимых задач.

22 апреля 1943 года во время налета вражеских самолетов на Ростов Лидия сбила «Юнкерс-88». В этом же вылете на протяжении 15 минут она вела бой с шестью самолетами Ме-109. Несмотря на сильно поврежденную машину и ранение в ногу, привела и благополучно посадила самолет на свой аэродром.
5 мая 1943 года в воздушном бою Лидия сбила еще один Ме-109, который упал южнее Сталино.
31 мая 1943 года немцы подняли на расстоянии 15 км от линии фронта аэростат для корректировки артиллерийского огня. Наши истребители пытались поджечь его пять раз, но с аэростата хорошо был виден аэродром, противник замечал приближение наших истребителей и успевал спускать аэростат. И тогда Лидия Литвяк применила хитрость – со взлета ушла далеко на восток, затем, вернувшись, сумела незаметно подойти к аэростату со стороны территории противника и зажгла аэростат первой очередью. Аэростат упал в расположении наших войск. Лидии Литвяк была объявлена благодарность в приказе по армии.

Лидия Литвяк в редкие минуты отдыха

22 июля 1943 года Л. В. Литвяк награждена вторым орденом Красного Знамени. Из наградного листа узнаем, что Лидия настойчиво ищет встречи с воздушным противником, не ограничивается патрулированием, а штурмует наземные цели противника. Так, 9 июня 1943 года, вылетев на патрулирование в районе линии фронта, произвела три атаки на скопление автомашин и живой силы противника в пункте Самбек, вызвав одиночный пожар.

Пилот 73-го гвардейского истребительного авиаполка младший лейтенант Лидия Литвяк после боевого вылета на крыле своего истребителя Як-1

1 августа 1943 года Литвяк совершила свой последний полет. Шли страшные бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, который закрывал дорогу на Донбасс. Для истребителей полка это был уже четвертый вылет за день. То ли сказалась физическая усталость и эмоциональное напряжение, то ли отказало оружие – в одном из столкновений самолет Лидии был подбит немецким истребителем, но не упал сразу, а вошел в зону облаков и исчез. По словам летчика Борисенко, направившего свой истребитель вслед за Литвяк в облака, самолета с белой лилией на фюзеляже не было видно в воздухе, но и на земле при этом не наблюдалось огненных вспышек. Другие очевидцы утверждали, что видели, как истребитель приземлился, его белокурая девушка-пилот якобы села в подошедшую машину с немецкими офицерами и исчезла в неизвестном направлении. Но эта версия выглядит совсем фантастической. Через две недели Лидии Литвяк должно было исполниться 22 года. Родные полагали, что она предчувствовала свою гибель: в одном из своих писем она упоминала сон, в котором на противоположном берегу бурной реки ее звал к себе муж.

Две боевые подруги – Екатерина Буданова и Лидия Литвяк, героини Сталинградской битвы. Фото 1942 года

Лидия Литвяк, Катя Буданова и Мария Кузнецова около истребителем Як-1

По официальным данным, 1 августа 1943 года Лидия Литвяк не вернулась с боевого задания и пропала без вести. Формальные поиски не продлились и нескольких лет: летчик, приблизительно знавший район падения самолета, погиб, а обнаруженный истребитель Белой лилии, как оказалось впоследствии, был сдан местными жителями в металлолом. Вот только останков тогда найти не могли.

Но ее родные, близкие и неравнодушные поклонники организовывали собственные расследования. В 1967 году в городе Красный луч Луганской области школьная учительница Валентина Ивановна Ващенко основала отряд РВС (Разведчиков военной славы), который также проводил поиски в своем регионе. В состав отряда входили ученики седьмого класса, в котором Ващенко была классным руководителем: она верила, что подобный опыт сплотит ребят и увлечет их родной историей. 23 июля 1979 года членам отряда стало известно о том, что в одной из братских могил была похоронена неизвестная летчица. Изучение останков позволило выяснить, что погибшая была смертельно ранена в лобную часть головы. Дальнейшее расследование установило, что это могла быть только Лидия Литвяк. Так, в 1988 году, через 41 год после гибели, в ее личном деле появилась запись «погибла при выполнении боевого задания».
5 мая 1990 года Указом Президента СССР Лидии Владимировне Литвяк было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно), орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» переданы на хранение ее родственникам, а 25 октября 1993 года Указом Президента РФ, в знак признания ее боевых заслуг во время Великой Отечественной войны, ей также было присвоено звание Героя России (посмертно).

Мемориальная доска Героя Советского Союза Лидии Литвяк, в Москве на улице Новослободская

В Москве на доме №14 по улице Новослободской, в котором она жила и откуда ушла на фронт, установлена мемориальная доска. В городе Красный Луч в центральном сквере стоит памятник Лилии Литвяк, прямо напротив здания гимназии № 1, которая носит ее имя.
Подвиг одной из самых результативных летчиц не забыт. В городе Красный Луч Луганской Народной Республики Лидии Литвяк установлен памятник.

Памятник Лидии Литвяк в городе Красный Луч