14 октября 1942 года немецкая армия предприняла генеральный штурм Сталинграда.
Утром 6-я немецкая армия начала решающее наступление на советские плацдармы у Волги. Ее поддерживали более 1000 самолетов. На каждого нашего бойца приходилось 5 немецких солдат, на каждый советский танк – 12 вражеских.
Танки и бронетехника 24-й танковой дивизии вермахта наступают на Сталинград. 1942 г.
Готовя новый генеральный штурм Сталинграда, германское командование направило для овладения города крупные силы из своего резерва: около 200000 солдат обученного ополчения, до 90 артиллерийских дивизионов, а также 40 саперных батальонов, специально подготовленных для штурма города.
Утром 14 октября 6-я немецкая полевая армия начала наступление, используя более 1000 самолетов 4-го воздушного флота люфтваффе. Сосредоточив на фронте около 4 километров три пехотные и две танковые дивизии, германское командование бросило их в наступление, нанося главный удар в общем направлении на тракторный завод и завод «Баррикады».
Немецкие пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ю-87
в небе над горящим Сталинградом. 1942 г.
Все советские дивизии были сильно ослаблены от понесенных потерь в предыдущих боях. На каждого нашего солдата приходилось 5 немецких, на каждый наш танк – 12 вражеских. Германская авиация господствовала в воздухе.
Бои шли за каждый цех, дом, этаж и лестничную площадку. Немецкие танки со скрежетом заползали на груды обломков, пробивались через разрушенные цеха, в упор расстреливали заводские дворы и узкие улочки.
Контратаки стрелковых частей стали одним из основных средств удержания Сталинграда.
Советские солдаты у разрушенной до основания трубы в Сталинграде.
Воины 37-й гвардейской, 95-й стрелковых дивизий и других соединений 62-й армии стояли насмерть. Подсчитать убитых и раненых было невозможно. Вражеский огонь буквально душил наших солдат массой огня, не давая никому поднять голову. Бойцы, засевшие в подвалах и в комнатах зданий, дрались в окружении. Против них противник применял огнеметы. Бойцам приходилось отстреливаться, переходить в рукопашную схватку и одновременно тушить возникающие пожары. Неравенство сил было слишком велико.
Немецкий лейтенант в руинах сталинградского завода.
37-я гвардейская стрелковая дивизия почти полностью погибла в боях за тракторный завод. Никто из солдат этой гвардейской дивизии не оставил своих позиций. Трех бойцов 114-го гвардейского стрелкового полка этой дивизии атаковали шесть немецких танков. Холодюк, Мотин и Усачев расстреливали их из противотанковых ружей, подбивали связками гранат и ценой своих жизней уничтожили танки противника. Лейтенант Гончар с четырьмя бойцами и всего одним трофейным пулеметом отразили несколько яростных атак частей вермахта. Героизм советских солдат принимал массовый характер.
Танки Т-34 и тягачи СТЗ-5 на площадке Сталинского тракторного завода, лето 1942 г.
Рабочие Сталинградского тракторного завода, который был переоборудован
на производство танков, каменщик И. Илюшин и чернорабочий М. Шумилин
на защите своего предприятия.
Ополченцы Сталинградского тракторного завода идут к месту боев в городе.
К вечеру 14 октября немецко-фашистские части ворвались на территорию тракторного завода, а затем, углубляя прорыв, ударными группами вышли к Волге на фронте около 2,5 км. Положение войск 62-й армии стало еще более трудным. Ее правый фланг был отрезан от основных сил севернее реки Мокрая Мечетка, в разрушенных цехах тракторного завода были окружены остатки 37-й гвардейской стрелковой дивизии.
Брошенные танки Т-34 в цеху Сталинского тракторного завода.
Этот штурм Сталинграда продолжался три недели: атакующим удалось овладеть Сталинградским тракторным заводом и выйти к Волге на северном участке обороны 62-й армии.
Президент РФ В. Путин возлагает цветы к могиле советского маршала
Василия Чуйкова на мемориальном комплексе «Мамаев курган».