22 NOV GIF

Rubrika KAK ETO BYLO
Doroga G01

22 ноября 1941 года открыта «Дорога жизни» по льду Ладожского озера.
В октябре 1941 года начались работы по подготовке к строительству ледовой трассы через Ладожское озеро. В основном, работы заключались в обобщении разрозненных данных о ледовом режиме озера, трассировки дороги исходя из этих данных и расчёте затрат на её сооружение. 13 ноября начальником тыла Ленинградского фронта был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец – маяк Кареджи». Военно-автомобильную дорогу предполагалось устроить шириной 10 метров для двустороннего движения автотранспорта, через каждые 5 км должны были сооружаться питательно-обогревательные пункты. С 15 по 19 ноября 12 групп вели обследование установившегося льда.

Схема организации ледяной магистрали.
Схема организации ледяной магистрали.

Для эксплуатации и охраны дороги и перевалочных баз было создано Управление дороги, которое подчинялось начальнику тыла фронта. Дорогу должны были обслуживать воинские части, насчитывающие в общей сложности 9 тысяч человек. Перевозки через Ладогу осуществляла 17-я отдельная автотранспортная бригада. Для прохождения грузовика с тонной груза через озеро по льду, его толщина по всей трассе должна была быть не меньше 20 см. Лёд такой толщины в Шлиссельбургской губе Ладожского озера образуется за 11 дней при средней температуре воздуха –5 C, или за шестеро суток при температуре –10 C. 17 ноября толщина льда была 10 см, 20-го уже 18 см. Утром 20 ноября на восточный берег Ладоги с Вагановского спуска у деревни Коккорево был отправлен батальон конно-транспортного полка, который представлял собой конно-санный обоз из 350 упряжек. Вечером того же дня обоз добрался до Кобоны, загрузился мукой и отправился ночью в обратный путь, прибыв в Осиновец 21 ноября с грузом 63 т муки.

Doroga G03

В тот же день были предприняты несколько удачных попыток пересечения озера на порожних машинах ГАЗ-АА. А 22 ноября на восточный берег была отправлена первая автоколонна, состоящая из 60 автомашин с прицепленными санями. Загрузив на восточном берегу 70 т продовольствия, автоколонна отправилась назад и прибыла в Осиновец вечером того же дня. В ноябре по трассе доставлялось в среднем немного более 100 т грузов в сутки, в начале декабря, по мере усиления льда, около 300 т и к концу месяца уже около 1000 т.

Ледяная магистраль.
Ледяная магистраль.

Конно-санный обоз на льду Ладожского озера.
Конно-санный обоз на льду Ладожского озера.
22 ноября была отправлена первая автоколонна с прицепленными санями.
22 ноября была отправлена первая автоколонна с прицепленными санями.
Машины по «Дороге жизни» шли и днем, и ночью.
Машины по «Дороге жизни» шли и днем, и ночью.

При наведении ледовой дороги выяснилось, что для такого «ледяного моста» губительным является явление резонанса. Бывали случаи, когда тяжёлый грузовик, идущий по льду, нормально преодолевал маршрут, но идущая по тому же пути лёгковая машина с людьми при определённой скорости могла провалиться под лёд. Это проявление резонанса было названо изгибно-гравитационной волной, и для автомобилей была предписана определённая скорость, чтобы избежать происшествий.

Провалившиеся машины на «Дороге жизни».
Провалившиеся машины на «Дороге жизни».
Провалившиеся машины на «Дороге жизни».

Трасса через Ладогу до 15 декабря проходила по направлению Коккорево – банка Астречье – острова Зеленцы–Кобона. Из-за слабости льда в начальной период эксплуатации дороги её маршрут приходилось часто менять. Так, за первый месяц использования ледовой дороги её трасса менялась четыре раза. На ледовой дороге было установлено двухстороннее раздельное движение, полосы при этом находились на расстоянии 100–150 м друг от друга. Для предотвращения проваливания под лёд сразу нескольких автомобилей, дистанция между машинами в колонне была не менее 100 м. Дорогу обслуживало 350 регулировщиков на 45-ти, а с 19 декабря на 75-ти регулировочных постах. Вдоль ледовой дороги была проложена воздушная линия связи на вмороженных в лёд столбах. На 25 декабря в составе 17-й отдельной автотранспортной бригаде числилось 2877 автомашин, из которых только 1198 находилось в эксплуатации.
С 10 декабря 1941 года, в соответствии с постановлением Военного совета Ленинградского фронта, предполагалось начать эвакуацию жителей по зимней дороге, доведя к 20 декабря число вывозимого населения до 5 тысяч человек в сутки. 12 декабря Военный совет предписал отложить эвакуацию. Тем не менее, с декабря 1941 года по 22 января 1942 года походным порядком через Ладожское озеро и неорганизованным автотранспортом было эвакуировано 36 тысяч человек. 22 января 1942 года ГКО принял постановление о эвакуации 500 тысяч жителей Ленинграда. По маршруту вывоза людей были организованы эвакопункты: на Финляндском вокзале Ленинграда, в Ваганово, Жихареве и Волхове.

Эвакуация ленинградцев через Ладогу.
Эвакуация ленинградцев через Ладогу.
Эвакуация ленинградцев через Ладогу.

В середине января 1942 года «Дорогу жизни» обслуживало около 19 тысяч человек, а ее автопарк насчитывал 4053 грузовых и специальных автомашин. В зиму 1941–1942 годов дорогу охранял отдельный полк охраны. На льду было сооружено две оборонительных полосы, состоящих, в частности, из снегово-ледовых фортификационных укреплений. Дзоты выполнялись из деревянных срубов, обложенных мешками с песком, на которые сверху намораживался лёд. Для защиты трассы от авианалётов, вдоль ледовой дороги, через каждые 3 км устанавливались орудия малокалиберной зенитной артиллерии, а через 1–1,5 км попарно ставились зенитные пулемёты. С воздуха маршрут перевозки грузов прикрывался истребителями. В декабре 1941 года эту задачу выполняли три истребительных авиационных полка, в январе 1942 года – четыре авиаполка.

Зенитчики на трассе.
Зенитчики на трассе.
Укладка прогонов для железной дороги.
Укладка прогонов для железной дороги.

Подготовка к сооружению ледовой трассы на зиму 1942–1943 годов велась заблаговременно. На этот раз предполагалось, кроме автодороги, проложить по льду и узкоколейную железную дорогу грузооборотом 2 тысячи тонн в сутки. 20 декабря на трассе было открыто движение для гужевого транспорта, а 24 декабря – для автомобильного. 21 ноября 1942 года Государственный Комитет Обороны принял постановление, предусматривающее сооружение свайно-ледовой железной дороги нормальной и узкой колеи через Ладожское озеро. Строительство железной дороги развернулось в начале декабря 1942 года. На 18 января 1943 года было построено 9,3 км дороги широкой колеи и 14,5 км узкоколейки. В связи с решением о строительстве по освобождённому во время прорыва блокады коридору железной дороги, названной впоследствии «Дорогой Победы», работы по строительству железной дороги через Ладогу были свёрнуты. В результате прорыва блокады в середине января 1943 года был освобождён Шлиссельбург, и 20 января было открыто движение на ответвлении ледовой дороги от островов Зеленцы до Шлиссельбурга. Работала ледовая дорога через Ладожское озеро до 30 марта 1943 года. Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по Дороге жизни за весь период её действия, составило свыше 1615 тысяч тонн. За это же время из города было эвакуировано около 1376 тысяч человек.