Исполнили свой долг до конца
В вестибюле главного здания Министерства иностранных дел Российской Федерации напротив главного входа установлена памятная доска из красного гранита с надписью: «Вечная слава воинам – сотрудникам Министерства иностранных дел СССР, погибшим за свободу и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». А во Владивостоке на мемориале в память моряков торгового флота, погибших в годы Великой Отечественной войны, есть памятная плита, посвященная потопленному судну «Сталинград», где среди фамилий моряков вписаны имена погибших на нем дипкурьеров. На этих мемориалах выбито имя выпускника Марковской школы Шмакова Николая Дмитриевича. Кто он? Как жил? Где погиб?
В газете «Труд» от 30 ноября 1967 года в рубрике «Герои и подвиги» опубликована статья о Николае Дмитриевиче Шмакове и его сослуживце Иване Ивановиче Хромове. Узнав о незаурядной судьбе нашего земляка, мы совершенно ясно поняли, что спустя много лет мы должны открыть еще одну неизвестную страницу войны.
Николай Шмаков родился в 1907 году в селе Марково Московской области вкрестьянской семье. В 1926 году, приехав в Москву, работал сначала на заводе им.М.В.Фрунзе, а затем на заводе «Динамо». В 1929–1931 гг. служил в Красной Армии, где был принят в Коммунистическую партию.
После демобилизации в течение двух лет находился на профсоюзной работе, авконце 1934 года был направлен на учебу в Высшую школу профдвижения ВЦСПС, по окончании которой в 1937 году был назначен инструктором отдела физкультуры ВЦСПС.
С 1939 года работал дипломатическим курьером в Народном комиссариате иностранных дел СССР.
Из книги С.И.Аралова «Долг и отвага: рассказы о дипкурьерах»:
«Семья Шмаковых состояла из восьми человек, и маленькому Николаю сраннего детства приходилось помогать родителям. В таких условиях учиться было трудно, но Николай все же окончил восемь классов. Девятнадцатилетним парнем поехал на заработки в Москву…
В марте 1939 года Николай Дмитриевич был направлен на работу в МИД СССР дипломатическим курьером. Он быстро освоил новую профессию, сложную и полную неожиданностей. Товарищи, которые с ним работали, вспоминали, что это был исключительно собранный и исполнительный дипкурьер и отличный товарищ. За темные волосы и черные глаза друзья в своем кругу называли его «цыганом». Он пользовался большим авторитетом.
В 1939 году после заключения пакта о ненападении с Германией разведки Италии, Франции, Англии и других стран неоднократно пытались овладеть советской диппочтой. В сентябре 1939 года Николаю Шмакову во время поездки в Италию на границе пришлось буквально драться, чтобы отстоять диппочту от посягательств жандармов и солдат. Во время схватки были порваны ремни у дипкурьерских сумок и разорваны сами сумки, но диппочту отстояли. Таким был Н. Д. Шмаков».
* * *
В 1942 году дипломатические курьеры Николай Дмитриевич Шмаков и Иван Иванович Хромов доставляли морем диппочту из США в СССР. В Рейкьявике они пересели на грузо-пассажирское судно «Сталинград», шедшее в Архангельск всоставе северного морского конвоя PQ-18. Утром 13 сентября погода располагала для мореплавания. Прошла пересмена вахт. Около 8 часов 30 минут в 120 милях отострова Медвежьего мощный взрыв потряс корпус судна.
Торпеда, выпущенная с немецкой подводной лодки U-589, попала в среднюю часть судна – в угольный бункер, а не в трюмы, где находилось 500 тонн аммонала и другого взрывоопасного груза. Это уберегло пароход от немедленного уничтожения, но все, кто находился в машинном отделении и кочегарке, сразу погибли.
Быстро стало ясно, что спасти пароход не удастся, и капитан Сахаров отдал команду: «Всем покинуть борт судна!».
Николай Шмаков был смертельно ранен, контуженный Иван Хромов сумел вынести товарища и одну из сумок с диппочтой на палубу, но больше ничего сделать не успел. «Сталинград» продержался на плаву считанные минуты. Курьер мог сохранить себе жизнь, если бы бросил пакет с дипломатической почтой. Но он исполнил свой служебный долг до конца.
По наблюдениям штурманов с боевых кораблей эскорта с момента взрыва до погружения судна прошло 3 минуты 48 секунд. К месту трагедии немедленно устремились английские корабли охраны конвоя. В основном их усилиями большую часть находившихся на борту «Сталинграда» удалось спасти: с воды и из шлюпок было поднято 66 человек. 21 человек (16 членов экипажа и 5 пассажиров) – погиб. Большинство спасенных были размещены на английском госпитальном судне «Капленд», также следовавшем в составе конвоя.
Другим английским эсминцем был спасен последним оставивший гибнувшее судно капитан Сахаров. Он оставался на эсминце до конца перехода, активно помогая нести службу наблюдения, и, как знаток Севера, консультировал английских моряков при подходе к советским берегам.
Вспоминает механик парохода «Сталинград» Вячеслав Адамович Плавинский:
«Трагедия разыгралась между островом Шпицберген и островом Медвежий. Около девяти утра страшный взрыв потряс наше судно. Фашистская торпеда попала в машинное отделение. Вся команда, находившаяся там, погибла на месте. Оседая на корму, судно стало быстро погружаться в воду. И все же некоторым удалось спастись. Их подобрали суда каравана».
В книге Героя Советского Союза, капитана дальнего плавания, одного из известных советских исследователей Арктики Константина Сергеевича Бадигина «На морских дорогах» в главе «Караван PQ-18 в море и в Архангельске», выживший капитан «Сталинграда» Анатолий Николаевич Сахаров на вопрос автора о количестве погибших при торпедировании судна дает такой ответ: «Погибли около трети. Те, кто успел покинуть судно, почти все спаслись. Погиб помполит Федоров, руководивший посадкой на шлюпки. Погибли оба дипкурьера – Шмаков и Хромов, они вместе с документами выбросились за борт».
О своих друзьях-сослуживцах воспоминает старейший работник МИДа Иван Иванович Лякин:
«Гибель Шмакова и Хромова была большой потерей для советской дипломатической службы. Это были опытные, знающие обстановку люди».
Немецкая подлодка U-589 была потоплена глубинными бомбами с британского военного корабля при поддержке британского самолета в сентябре 1942 года.
Учащиеся Марковской общеобразовательной школы активно принимают участие во всероссийской акции «Бессмертный полк». Постоянно собирается информация ожителях села Марково, своими жизнями творивших Победу в Великой Отечественной войне. Участниками Научного общества учащихся (НОУ) «Искатель» была собрана информация о Шмакове Николае Дмитриевиче.
Память о нашем земляке должна жить!
15 октября 2016 года на фасаде Марковской общеобразовательной школы была торжественно установлена и освящена мемориальная доска в честь Николая Дмитриевича Шмакова.
Он вернулся в свое село и в свою школу...
Ученики Марковской общеобразовательной школы