5 марта 1942 года в Куйбышеве (сегодня это Самара) впервые исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, получившая название Ленинградской, работу над которой композитор начал в первые дни войны, находясь в Ленинграде. Дирижировал С. Самосуд. Исполнение Седьмой симфонии в Куйбышеве признано одним из наиболее значимых событий в творческой жизни страны в самый ее трагичный период начала Великой отечественной войны. 29 марта она была исполнена в Москве, 22 июня – в Лондоне и Ташкенте, 9 июля – в Новосибирске, 19 июля – в Нью-Йорке под управлением Тосканини. После концерта в Нью-Йорке Тосканини назвал ее симфонию «интернациональным символом борьбы против фашизма», а писатель Эрскин Колдуэлл написал в газете «Ивнинг рекорд»: «Какой черт может победить народ, который способен создать музыку, подобной этой». Но самое знаменитое исполнение Ленинградской симфонии состоялось в осажденном Ленинграде 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии, когда за дирижерским пультом стоял Карл Ильич Элиасберг.
Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности, она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем.