Война в судьбе моей семьи
Мы не были участниками той войны,
Но по рассказам бабушек и дедов,
Хотев лишь мира, хлеба, тишины,
Сражаясь, наш народ ковал Победу.
Мы не были участниками той войны.
И, к счастью, я родился спустя полвека,
Но боль тех лет, потери очень близких, дорогих,
Коснулись каждого родного человека.
...И будет долгим эхо той войны.
Все дальше и дальше уходят в прошлое годы Великой Отечественной войны. Все меньше и меньше остается в живых свидетелей тех страшных событий. Страшных потому, что тогда, в 1941-м, горе пришло в каждый дом. Не обошло оно стороной и мою семью.
Все о чем я хочу поведать – это рассказы моих бабушек и дедушки. Сами они все это узнали от своих мам, отцов, бабушек идедушек. Рассказы эти я со своими сестрами слышу с 9 мая 2000года – с того дня, как нас впервые взяли на воинское кладбище. Мне тогда исполнилось 5 лет, а моим сестрам было всего 2годика. Что-то мне запомнилось сразу, и с каждым годом что-то узнаю новое. Так получается, что особенно часто рассказы про войну звучат в нашей семье, как, наверное, и во многих других семьях, накануне Дня Победы.
Я – потомок двух больших семей. Первая линия – папы, семья Буяновых –Лукьяновых. Вторая линия – мамы, семья Соловьевых – Шульгиных. Все мои прадеды и прапрадед воевали в Великую Отечественную войну, а прабабушки вовремя войны работали в тылу. В нашей семье сохранены военные письма-треугольники и похоронка на прадеда, а также фотокарточки с фронта. Из четырех моих прадедов один погиб. Именно о нем я хочу рассказать.
Во время Великой Отечественной войны, защищая нашу Родину, под Ленинградом во время Мгинской наступательной операции погиб мой прадедушка лейтенант Шульгин Александр Алексеевич, командир 2-го взвода 311-й стрелковой дивизии 1067-го стрелкового полка 54-й армии Волховского фронта. Было ему тогда 35 лет. До войны прадедушка работал в редакции газеты «Красный Север» выпускающим редактором. Любил журналистику, литературу, историю. После него осталась большая библиотека.
В первый год войны, помимо работы в редакции, он состоял в Государственной комиссии по размещению эвакуированых, большинство из которых было вывезено из блокадного Ленинграда. Домой он приходил часто в угнетенном настроении, видя, в каком ужасном состоянии находились эвакуированные.
В один из дней в Вологду прибыла большая ленинградская семья – бабушка, дедушка, две женщины, трое детей. Дети плакали, потому что не хотели, чтобы их разлучали с мамой, тетей, бабушкой, дедушкой. А из жилья им ничего не могли подобрать. Тогда прадед решил их везти в дом своих родителей. Родители ничего не спрашивали, они все сами сразу поняли. Ленинградцев приняли, обогрели. Питались всегда за общим столом. Уехали они обратно в Ленинград в 1944 году уже после гибели моего прадеда.
Работа в газете «Красный Север» с началом войны отнимала много сил. Иногда по полтора суток прадед не приходил домой. А после основной работы ждала еще работа в Комиссии. В нашей семье хранится Почетная грамота прадедушки «За самоотверженную работу по эвакуации населения из города Ленинграда в дни Великой Отечественной войны».
Осенью 1942 года прадед окончил ускоренный курс обучения в военном училище, получил лейтенантское звание и был направлен на Ленинградский фронт.
Участвуя в Мгинской наступательной операции, 15 августа 1943 года он погиб и был похоронен на воинском кладбище в районе деревни Хандрово Мгинского района Ленинградской области.
Прабабушка получила похоронку и письмо от командира части. Вместе с письмом командир части прислал бабушке фотографии его любимых родителей и любимой супруги с маленькими дочурками, которые у прадеда всегда были с собой.
Письмо командира части подполковника Игумнова Шульгиной Валентине Федоровне:
«Здравствуйте, тов. Шульгина. Шульгин Александр Алексеевич был наш лучший товарищ и друг, все свои силы и знания он отдал для защиты Родины, погиб в августовском горячем бою против гитлеровской нечисти. Он был ранен в голову и, умирая, сказал: «Товарищи, вперед, бейте до последнего немца». Его бойцы с честью выполнили просьбу своего командира. Деревня была освобождена. Вместе с тем хочется отметить его большую партийную работу. Тов. Шульгин А. А. был парторгом, воспитывал молодых солдат. Мы его навсегда сохраним в нашей памяти. Командование за боевые подвиги представило Шульгина Александра Алексеевича к правительственной награде...
Мы будем жестоко мстить за нашего лучшего друга фашистской нечисти. Посылаем вам его фотографии».
Сам прадедушка, чтобы не расстраивать свою любимую супругу, мою прабабушку Валю, старался ей часто писать. Ведь она осталась дома с двумя маленькими сестрами – Ниной, которая родилась в 1940 году, и Галей, родившейся в 1942 году. Письма были очень теплые. Трудно представить, как мог мужчина с действующего фронта писать такие письма. Мы сейчас, что называется, двух слов связать не можем, а он из землянок и окопов писал такие нежные письма!
Я перечитывал их несколько раз, и даже зависть берет. Письма, полные любви и заботы о своих самых близких людях. В одном из поэтических сборников Иосифа Уткина я нашел стихотворение «Если я не вернусь, дорогая», которое, как я думаю, подтверждает отношение прадеда к своей любимой супруге:
Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это – другая.
Это значит... сырая земля.
Это значит, дубы-нелюдимы
Надо мною грустят в тишине,
А такую разлуку с любимой
Ты простишь вместе с Родиной мне.
Только вам я всем сердцем и внемлю,
Только вами и счастлив я был:
Лишь тебя и родимую землю
Я всем сердцем, ты знаешь, любил.
И доколе дубы-нелюдимы
Надо мной не склонятся, дремля,
Только ты мне и будешь любимой,
Только ты да родная земля!
Меня поразило еще одно письмо, которое мой прадед написал своим родителям. Это даже не письмо, а маленькая лекция по истории. Его я частично процитирую:
«...Воюем каждый день, нахожусь на передовой. Знаю, что вы все очень расстраиваетесь обо мне. Но фашистов надо гнать с нашей земли. И мы это сделаем. Мы – сыны своей прекрасной Родины и призваны защищать ее.
История нашей Родины помнит дела, которыми мы гордимся: русские никогда не отдавали себя, свои семьи, свою землю под чужеземное иго и не мирились с ним...
«Русские прусских всегда бивали», – говорил А.В.Суворов. Так было 700 лет назад на Чудском озере, так было при Суворове... так будет и теперь...»
Все письма с фронта от прадедушки сохранила моя прабабушка Валя, которая, как и прадед, с 1938 года работала в редакции газеты «Красный Север». Была членом партии более 50 лет. Награждена медалью «За трудовую доблесть в годы Великой Отечественной войны». Прабабушка Шульгина Валентина Федоровна проработала в редакции областной газеты до выхода на пенсию.
...А в вестибюле редакции областной газеты «Красный Север» висит мемориальная доска: «Журналисты газеты «Красный Север», геройски погибшие на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» Там 9 фамилий, в том числе ифамилия моего прадеда Шульгина Александра Алексеевича.
* * *
Выросли его дети, внуки, подрастаем мы, правнуки. Рассказы о доброте, отзывчивости и ответственности прадедушки передаются в нашей семье из поколения в поколение. Это стало уже традицией.
И еще один факт из нашей семейной истории. У прабабушки Вали день рождения – 22 июня. И в 1941 году, как обычно, должна была собраться вся большая семья на улице Крестьянской, дом 29 (затем – улица Парковая, а сейчас – улица Бурмагиных), чтобы отметить день рождения. Но по радио должны были передать важное сообщение, и все ждали...
В полдень 22 июня 1941 года заместитель председателя Совета народных комиссаров Союза ССР и народный комиссар иностранных дел В.М.Молотов выступил с обращением к гражданам Советского Союза в связи с началом войны,
а в последующие дни, как рассказывала прабабушка моей маме, это обращение было опубликовано во всех газетах с портретом Сталина рядом с текстом. Конечно, ни о каком дне рождения прабабушки уже никто и не говорил. Семья стала жить вместе со всей страной совсем другой жизнью. Рухнули все планы людей, которые были счастливы и не думали ни о какой войне. Все хотели работать, растить детей, воспитывать внуков. Но война нарушила все.
...В 1944 году 20 марта в г. Знаменка Кировоградской области погиб девятнадцатилетний брат прабабушки Вали Алеша Шахов. В 1945 году в Польше были убиты двоюродные братья прадедушки Иван и Владимир.
9 мая 1945 года наступил День Победы, но и в этот день в нашей семье случилось еще одно горе. В 12 часов скончалась сестра прабабушки Нина, которая ушла добровольно на фронт, участвовала в возведении оборонительных сооружений в селе Ошта Вытегорского района. Потом участвовала в разминировании. Она сильно простудилась и серьезно заболела.
Это первая история нашей семьи, перенесшей трудные годы войны. Это «вологодская» страничка истории моей большой семьи.
А теперь «шекснинская» страничка.
Оба прадеда по папиной линии жили и работали в Шекснинском районе. В довоенное время в селе Домшино работал знаменитый маслозавод. Там и работали мои прадеды и мой прапрадед. Мой прапрадед Лукьянов Василий Иванович работал главным мастером-маслоделом Домшинского маслозавода. Он считался одним из самых лучших маслоделов Вологодской губернии. Был очень интеллигентным человеком. И когда он уходил на фронт, то прежде всего все родственники беспокоились о том, как он на войне будет питаться. В их семье было принято очень хорошо и красиво питаться. Это была их семейная традиция. Так и вышло. Нашей бабушке Тане рассказывала ее бабушка Анна (наша прапрабабушка), что дед Василий погиб на войне не от ранения, а от заворота кишок, то есть от грубой пищи. Похоронен на Лодейном Поле.
Мой прадед Лукьянов Александр Васильевич, когда началась война, служил в армии. И их сразу перевели в действующую армию. Причем призывали его на флот, но прадед попал на Ленинградский фронт. Он прошел всю войну. Потом работал на маслозаводе. Умер в 1954 году из-за болезни. Бабушка Таня не вникала вего военные рассказы, так как была девчонкой, но одно воспоминание ей «врезалось» очень четко. О том, как отец ей рассказывал о Синявинских болотах. О том, как они спали в этих болотах, варили свои кожаные ремни, добавляя все, что находили на болотах. Конечно, это все сказалось потом на здоровье прадеда. Но, организм был молодой, и это, наверное, спасло его.
...Ушел на фронт в первый год войны и младший брат прадеда Григорий. Последнее письмо пришло от него из-под Орла. Он писал, что их везут дальше, апотом выяснилось, что их поезд разбомбили и брат прадедушки пропал без вести.
Дядя моего прадедушки Николай Александрович Леденцов был военным. Прошел войну с первого дня и до последнего. Участвовал в Берлинской операции иДень Победы встретил на подступах к Берлину. После окончания войны его оставили в Берлине для поддержания порядка. Служил в Германии очень долго. Получил звание полковника.
Фотографию (см. фото выше) Николай Александрович Леденцов прислал моим прадедушке и прабабушке из Берлина 20 сентября 1947 года.
И еще одно воспоминание бабушки Тани от ее мамы. Когда на войну забрали почти всех мужчин, на маслозаводе остались работать одни женщины. И вот ее маму, мою прабабушку Лукьянову Марию Яковлевну, только что окончившую Вельское училище молочной промышленности, поставили работать главным мастером-маслоделом. Фактически она заменила моего прапрадеда, своего свекра. Она так и проработала на этой работе всю жизнь. А в войну, рассказывала прабабушка Маша, на маслозаводе, как, наверное, и везде, была очень строгая дисциплина. Даже за опоздание на 5 минут наказывали до трех суток ареста.
Вот такие семейные истории той страшной войны я перелистал сегодня.
А закончить свой рассказ я хочу стихотворением Степана Щипачева, которое называется «Потомкам». Ведь мои прадеды верили, что страна, где вырастут их дети и появятся внуки и правнуки, будет самой счастливой страной на свете. Они воевали за это и отдали за нас свои жизни.
Вас нет еще: вы – воздух, глина, свет;
О вас, далеких, лишь гадать могли мы, –
Но перед вами нам держать ответ.
Потомки, вы от нас неотделимы!
Был труден бой. Казались нам не раз
Незащищенными столетий дали.
Когда враги гранатой били в нас,
То и до вас осколки долетали.
Буянов Владимир, правнук,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»