31 августа 1941 года в 16:40 первый союзный конвой под кодовым названием «Дервиш» без потерь прибыл в Архангельск. Официально конвой не получил буквенной литеры PQ, но встречаются упоминания об этом конвое под литерами с номером PQ-0.
Конвой был сформирован в составе четырех транспортов: голландского SS Alchiba и английских SS Lancastrian Prince, SS New Westminster City, SS Trehata – в Ливерпуле, который суда покинули 12 августа 1941 года. В главной базе Королевского ВМФ, в бухте Скапа-Флоу в Шотландии, к нему присоединились еще два английских транспорта: SS Esneh и SS Lanstephan Castle. На последнем и самом крупном в составе конвоя – водоизмещение более 11 тыс. тонн, – находились персонал и оборудование 151-го авиакрыла Королевских ВВС, включая 15 разобранных истребителей «Харрикейн Mk IIB», предназначенных для усиления противовоздушной обороны Кольского залива. Сопровождение конвоя осуществляли 15 кораблей ВМФ Великобритании.
Выгружали транспорты на Бакарице, на левом берегу Северной Двины. Всего «Дервиш» доставил в СССР 10000 тонн каучука, 1500 тонн форменных ботинок, олово, шерсть, а также другие грузы и вооружение – 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 самолетов.
4 сентября разгрузка транспортов была завершена, и началось формирование обратного конвоя, впервые получившего буквенно-цифровое обозначение «QP-1». Он покинул Архангельск 28 сентября, в его составе были 6 транспортов «Дервиша» и 8 советских пароходов, груженых лесом. Охранение конвоя на разных этапах осуществляли тяжелый крейсер «Лондон», три эсминца, три английских корвета и три тральщика. Также конвой сопровождал флотский танкер RFA Black Ranger. 10 октября конвой прибыл в бухту Скапа-Флоу без потерь.