Rubrika LEND LEASE
Konvoi01 ZAG

31 августа 1941 года в 16:40 первый союзный конвой под кодовым названием «Дервиш» без потерь прибыл в Архангельск. Официально конвой не получил буквенной литеры PQ, но встречаются упоминания об этом конвое под литерами с номером PQ-0.

Конвой был сформирован в составе четырех транспортов: голландского SS Alchiba и английских SS Lancastrian Prince, SS New Westminster City, SS Trehata – в Ливерпуле, который суда покинули 12 августа 1941 года. В главной базе Королевского ВМФ, в бухте Скапа-Флоу в Шотландии, к нему присоединились еще два английских транспорта: SS Esneh и SS Lanstephan Castle. На последнем и самом крупном в составе конвоя – водоизмещение более 11 тыс. тонн, – находились персонал и оборудование 151-го авиакрыла Королевских ВВС, включая 15 разобранных истребителей «Харрикейн Mk IIB», предназначенных для усиления противовоздушной обороны Кольского залива. Сопровождение конвоя осуществляли 15 кораблей ВМФ Великобритании.

Рабочие завода в Стаффордшир торжествуют на танках, покидающих завод перед доставкой первым конвоем «Дервиш» в Россию. Август 1941 года. Фото из архивов Имперского военного музея

Выгружали транспорты на Бакарице, на левом берегу Северной Двины. Всего «Дервиш» доставил в СССР 10000 тонн каучука, 1500 тонн форменных ботинок, олово, шерсть, а также другие грузы и вооружение – 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 самолетов.

Истребитель Hawker Hurricane на борту торгового судна, оснащённого катапультой

4 сентября разгрузка транспортов была завершена, и началось формирование обратного конвоя, впервые получившего буквенно-цифровое обозначение «QP-1». Он покинул Архангельск 28 сентября, в его составе были 6 транспортов «Дервиша» и 8 советских пароходов, груженых лесом. Охранение конвоя на разных этапах осуществляли тяжелый крейсер «Лондон», три эсминца, три английских корвета и три тральщика. Также конвой сопровождал флотский танкер RFA Black Ranger. 10 октября конвой прибыл в бухту Скапа-Флоу без потерь.