

Святой мытарь из Капернаума

29 ноября отмечается день памяти Левия Матфея –
одного из двенадцати апостолов,
ближайшего ученика Иисуса Христа.
Святой апостол и евангелист Матфей (что значит «дар Божий»), сын Алфея, жил в Галилейском городе Капернауме, лежавшем на северо-западном берегу Галилейского моря. До призвания к апостольству он именовался Левием, после – он известен более под именем Матфея. По мнению блаженного Иеронима, простонародное имя его было Матфей, а имя более почетное, как бы книжное и религиозное – Левий. Апостолы из уважения к нему называют его именем лучшим, а сам он постоянно именует себя Матфеем, не стыдясь при этом говорить и о прежней должности своей, столь презренной в глазах соотечественников. Матфей был мытарем, то есть сборщиком податей для Рима.
Сборщик податей Матфей, до своего призвания Христом![]()
Люди преимущественно корыстолюбивые и жестокие, мытари считались у евреев предателями народа и отступниками от Бога. Говорить со сборщиком податей считалось грехом, входить в их дома – осквернением. Однако среди мытарей встречались добрые и богобоязненные люди. Таким был и будущий апостол Матфей. Климент Александрийский сообщает, что святой Матфей за всю жизнь свою не вкушал мяса, а питался одною зеленью и плодами.
Матфея, как и всех подобных ему, презирали соотечественники. Но Господь остановил на нем, всеми презираемом, Свой Божественный взор. Обращение и призвание мытаря, вероятно, было подготовлено самими обстоятельствами его жизни: Матфей не раз имел возможность слышать учение Иисуса Христа в Капернауме, был свидетелем Его многочисленных чудес.
В Евангелии, которое было написано Матфеем спустя восемь лет по Вознесении Христовом, апостол излагает историю своего призвания. Однажды во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и, сопровождаемый народом, направился к морю по караванной дороге. Матфей, собиравший пошлину с проезжающих здесь купцов, сидел около своей мытницы: «...Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф. 9:9).
Иисус Христос призывает мытаря Левия![]()
Обращаясь к Матфею с этим воззванием, Сердцеведец знал, что этот мытарь будет Его избранным сосудом. Матфей, не раздумывая, встал и пошел, оставив все. Он раздал свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. И теперь уже никогда от Него не отлучался. Вскоре Матфей удостоился от Господа сопричисления к лику двенадцати избранных апостолов, будучи избранным на место отпавшего Иуды. Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его Божественному учению, видел бесчисленные чудеса, творимые Иисусом Христом, ходил с проповедью к погибшим овцам дома Израилева, был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя и вознесения Его на небо.
Собор двенадцати апостолов, византийская икона, начало XIV века![]()
После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на апостолов, святой Матфей в течение восьми лет оставался в Палестине, вместе с другими апостолами проповедуя Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях. Когда же пришло время отбытия апостола из Иерусалима в далекие страны для обращения народов к вере Христовой, иерусалимские христиане из иудеев просили его оставить для них письменное свидетельство о жизни и учении Иисуса Христа. Эту просьбу поддержали и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме, апостолы.
По времени своего написания – это самое раннее из всех четырех Евангелий, поэтому в ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым.
Апостол Матфей пишет Евангелие![]()
Местом написания Евангелия называют Палестину. Полагают, что Евангелие написано святым Матфеем по прошению иерусалимских христиан в то время, когда, вследствие воздвигнутого на них сильного гонения, им угрожала опасность быть рассеянными, и они желали, где бы ни пришлось им находиться, иметь при себе верное сказание о земной жизни и учении Богочеловека Иисуса Христа. Не исключено, что писание Евангелия было начато в пору означенного гонения и закончено – ко времени ухода апостолов на проповедь в разные страны.
Евангелие от Матфея. Родословие Иисуса Христа. Англия, XIV век![]()
Древо Иесеево
Евангелие от Матфея: гл.1.1-17
1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
Евангелие свое Матфей написал на сирохалдейском (или арамейском) языке, на котором в то время говорили палестинские иудеи, но еврейскими буквами, как замечает блаженный Иероним. Позднее Евангелие было переведено на греческий язык, а еврейский подлинник утрачен. Существует предание, что с еврейского Евангелие перевел сам евангелист Матфей. Согласно другой версии, перевод был сделан евангелистом Иоанном Богословом. Несомненно одно: греческий перевод (который признан каноническим, так как сирохалдейский текст был искажен еретиками) был сделан еще при апостолах.
Св. Евангелист Матфей. Икона. Византия. XIV век. Македония![]()
Удалившись из Иерусалима, святой апостол Матфей обошел с благовестием Македонию, Сирию, Персию, Парфию, Мидию. Наконец, наставляемый Духом Святым, пришел он в Эфиопию. Страна эта была заселена звероподобным чернокожим народом – людоедами. В городе, называемом Мирмены, апостол обратил несколько идолопоклонников к вере во Христа, основал для новообращенных небольшую церковь и поставил епископом своего спутника Платона.
Сам же удалился на близлежащую гору и пребывал в посте, усердно молясь Господу об обращении эфиопов. И вот явился ему Господь в образе прекрасного юноши, с жезлом в руке. Он повелел апостолу сойти с горы и водрузить жезл при дверях созданной в Мирменах церкви.
«Жезл этот, – говорил Господь, – силою Моею вырастет в высокое дерево, которое принесет обильный плод, величиною и сладостью превосходящий все другие садовые плоды; а от корня его истечет источник чистой воды. Омывшись в ней, людоеды получат благолепие лица, и всякий, вкусивший от плода, забудет зверские нравы и станет человеком добрым и кротким».
Приняв жезл от рук Господа, апостол Матфей сошел вниз и пошел в город исполнить повеление. По дороге он встретил жену и сына местного князя Фульвиана, одержимых нечистым духом. «Кто послал тебя с этим жезлом на нашу пагубу?» – кричали они дикими, угрожающими голосами. Матфей же именем Христовым изгнал нечистых духов и исцелил бесноватых. Оба исцелившиеся поклонились апостолу и кротко последовали за ним. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников.
Встреча Матфея с женой и сыном Фульвиана![]()
Узнав о его приходе, при входе в город апостола уже встречал епископ Платон с клиром. Все они пошли к храму и сделали так, как повелел Господь: воткнули в землю жезл, и тот немедленно вырос в большое дерево, и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, а от корня истек журчащий ручей хрустальной воды. Все видевшие это изумились. Тогда все население города собралось к храму, люди пили воду и вкушали плоды. Апостол же Матфей, стоя на возвышенном месте, проповедовал собравшимся на их языке Слово Божие. Все присутствовавшие там уверовали во Христа, и крестил их апостол в чудотворном источнике. И все крестившиеся людоеды, согласно слову Господню, становились благолепны лицом и утрачивали черноту кожи.
Между уверовавшими и крещеными находились жена и сын правителя Фульвиана. Узнав о случившемся, князь сначала порадовался исцелению супруги и сына, но потом, увидев, что народ оставляет идолов и идет к апостолу креститься, разгневался на Матфея и замыслил погубить его.
В ту же ночь явился благовестнику Спаситель и повелел ему укрепиться духом, обещая не покидать его в наступающих скорбях.
Когда наступило утро и апостол, восстав от сна, молился в храме с верующими, князь послал четырех воинов арестовать святого. Как только они прибыли, тотчас объяла их тьма, так что и назад едва могли вернуться. В страхе говорили воины: «Голос его мы слышали, самого же не только взять, но и видеть не могли». Еще сильнее разгневался Фульвиан. На этот раз он послал в храм еще больше вооруженных воинов, приказав во что бы то ни стало привести Матфея. Но и эти воины вернулись ни с чем. Небесный свет осиял апостола, и стражи, будучи не в состоянии смотреть на него, в ужасе бросили оружие и прибежали назад, полумертвые от страха.
Царь Фулвиан посылает на апостола «зверообразных» воинов.
Явление св. Матфею Спаса Эммануила и бегство воинов![]()
Тогда, исполнившись ярости, Фульвиан, в сопровождении толпы слуг, сам пошел взять апостола. Но едва он приблизился к нему, как внезапно ослеп и стал просить, чтобы ему дали проводника. Испугавшись, он стал умолять апостола простить ему согрешения и вернуть зрение. Матфей сотворил крестное знамение на очах князя, и Фульвиан прозрел. Но чудо не вразумило его. Правитель приписал это чародейству и замыслил сжечь Матфея, как волхва. Взяв апостола за руку, Фульвиан повел его к своему дворцу, как будто желая почтить его. Но Матфей, провидя лукавые замыслы, обличил князя: «Льстивый мучитель! Скоро ли ты совершишь то, что замыслил? Делай то, что сатана вложил в твое сердце, – я готов все перенести за Бога моего».
По приказанию Фульвиана воины растянули Матфея на земле, прибили гвоздями руки и ноги его, сверху же положили множество сухих ветвей, облили смолой и серой, и все это зажгли. Огромный столб пламени поднялся в небо, и, когда всем стало казаться, что апостол сгорел, внезапно огонь охладел, пламя угасло, и все увидели святого живым и невредимым и славящим Бога. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда, и воздал хвалу Богу апостола. Один Фульвиан продолжал оставаться в ослеплении, яростно называя Матфея чародеем. Князь приказал добавить хвороста в костер и поставить вокруг него двенадцать своих золотых идолов, надеясь, что с их помощью удастся сжечь апостола в пепел. Матфей же, объятый пламенем, молил Господа показать силу Свою, явить ничтожность языческих богов и посрамить надеющихся на них. И вот пламя со страшным шумом обрушилось на идолов. Они, как воск, в одну минуту растаяли, и многие из тех, кто стоял рядом, опалены были огнем.
Микеланджело Меризи да Караваджо. «Мученичество святого Матфея»![]()
Евангелист Матфей в житии, конец XVII в.
Сцена перенаправления огня на неправедного царя, вздумавшего казнить святого![]()
Из расплавившихся идолов вышло другое пламя, в образе змея, и устремилось на Фульвиана. Тогда испуганный правитель стал молить благовестника избавить его от погибели, и по молитве мученика бесовское пламя улеглось. Это стало моментом обращения чернокожего князя. Он хотел вывести святого из огня и оказать ему всякие почести. Но апостол сотворил предсмертную молитву и предал Господу душу свою. Тогда по повелению Фульвиана принесли золотой одр, возложили на него неповрежденное огнем тело святого мученика, покрыли драгоценными одеждами и с честью внесли во дворец.
Сомнения, однако, продолжали колебать Фульвиана. Он велел выковать железный ковчег, положить в него мощи апостола, наглухо запаять оловом и бросить в море. При этом князь сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться Этому Единому Истинному Богу.
Фульвиан приказывает положить тело апостола в железный гроб и бросить в море![]()
В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, говоря: «Завтра иди на морской берег, на восток от княжеского дворца, и там возьми мои мощи, вынесенные на сушу».
Утром епископ, в сопровождении множества христиан, отправился к морю и обрел на берегу среди скал железный ковчег. Он был с честью перенесен в храм, построенный апостолом.
На берег моря пришел и правитель Фульвиан со своей свитой, чтобы своими глазами увидеть чудо. И тогда только уверовал он во Христа и громогласно исповедал Его Единым Истинным Богом. Припав к ковчегу со святыми мощами, правитель просил у мученика прощения и изъявил искреннее желание креститься. Епископ Платон, видя веру и усердие Фульвиана, крестил его с именем Матфей, которое дал ему, исполняя повеление Божие.
Святой апостол и евангелист Матфей![]()
Приняв в крещении имя апостола, князь старался подражать ему и в жизни. Вскоре он отказался от княжеской власти, предался посту и молитве и стал пресвитером. По смерти епископа Платона Фульвиану явился апостол Матфей и увещал его возглавить Эфиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фульвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.
Святой Матфей, апостол Эфиопии, бывший римский мытарь Левий Матфей, является не только покровителем этого имени, но и города Салерно в Италии, куда, по преданию, в X веке были перенесены его мощи, где они хранятся по сегодняшний день.
Кафедральный собор Салерно назван в честь святого Апостола и Евангелиста Матфея.
В нем хранятся мощи апостола![]()
Евангелист Матфей, с деяниями. Последняя четверть XVII века![]()
Житийные сцены:
1. Троица Новозаветная в Силах Небесных
2. Призвание св. Матфея к апостольскому служению
3. Св. Матфей проповедует слово Божье. Явление Матфею Спаса Эммануила
4. Исцеление царицы и царевича
5. Чудо с жезлом, чудесно преобразившимся в плодоносное дерево, и истечение от его корня источника
6. Царь Фульван посылает на апостола «зверообразных» воинов. Явление св. Матфею Спаса Эммануила и бегство воинов
7. Явление св. Матфею Спаса Эммануила во сне. Рассказ св. Матфея о чудесном явлении епископу
8. Разгневанный царь хочет схватить св. Матфея и слепнет. Св. Матфей возвращает царю зрение
9. По царскому повелению св. Матфея сжигают, окружив печь золотыми идолами
10. По велению царя гроб св. Матфея вкладывают в железный ковчег и бросают в море. Обретение ковчега с гробом св. Матфея епископом Платоном. Крещение царя и наречение его Матфеем
Иконографическая справка
Апостол и евангелист Матфей – автор одного из четырех канонических Евангелий, входящих в Новый Завет, которое считается наиболее ранним.
Многие ошибочно считают что Матфий и Матфей – это одна и та же личность. Стоит внести ясность. Апостол Матфей был призван Богом одним из первых двенадцати Апостолов. Матфий (лат.Matthias) был призван последним по жребию, и занял место среди двенадцати Апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. Ранее он был одним из 70 учеников Иисуса Христа. Матфей – Апостол и Евангелист, Матфий – Апостол. В переводе с арамейского легко увидеть различия в их именах: Матфей – Маттайя (в переводе «дар Господень»), Матфий – Маттий.




































































































































































































































































































































