Предыстория проекта
В 1870 году после успешного строительства Индо-европейского телеграфа британским правительством был рассмотрен железнодорожный маршрут из Англии в Индию, через Крым и через Керченский пролив, но тогда реализацию проекта посчитали слишком дорогостоящей.
В Российской империи в начале ХХ века прорабатывались проекты строительства моста через Керченский пролив. В 1903 году Николай II рассмотрел идею, но отклонил её из-за войны, сначала русско-японской, а затем Первой мировой.

Директива Гитлера
Бытует мнение, что первый мост через пролив построили немецкие саперы в период осады Севастополя. Но при этом не уточняют, что речь идет лишь о канатной дороге. Строительство полноценного моста действительно входило в планы Гитлера, но осуществить их помешали войска 2-го Украинского фронта. Фюрер, не хотел ждать падения Советского Союза и собирался проложить трансконтинентальную железную дорогу из Мюнхена в Индию через Крым и Кавказ.

Подробности приводит в своих воспоминаниях министр вооружений 3-го рейха
Альберт Шпеер:

«Весной 1943 года Гитлер потребовал начать строительство пятикилометрового моста через Керченский пролив. Здесь мы построили подвесную дорогу, которая была пущена 14 июня 1943 года и доставляла каждый день тысячу тонн груза. Этого хватало для потребностей обороны 17-й армии. Однако Гитлер не отказался от своего плана прорыва в Персию через Кавказ. Работы велись непрерывно, и относительно них, начиная с зимы 1943 года, одно за другим поступали указания. Последняя директива была такой: мост через Керченский пролив должен быть закончен до 1 августа 1944 года».

 

Строительство первого пролета (слева) и фарватерная часть моста.

Но в августе 1944 года Крым был уже нашим. А первая свая воинами-железнодорожниками была вбита 1 июля 1944 года, первый поезд прошел 3 ноября. Решение о строительстве моста принимал лично Сталин. 25 января 1944 года он подписал Постановление ГКО №5027 (секретный проект «2К»).
До освобождения Крыма оставалось шесть месяцев...

1944 год. Первый поезд.