20 июля их решение было расклеено на всех столбах в городе.
РАСПОРЯЖЕНИЕ ПОЛЕВОЙ КОМЕНДАТУРЫ №812
О создании гетто в городе Минске
1. Начиная с даты издания этого приказа, в городе М инске будет выделена особая часть города исключительно для проживания евреев.
2. Все еврейское население города Минска обязано после оглашения этого приказа на протяжении 5 дней перебраться в еврейский район. Если кто-то из евреев после окончания этого срока будет найден не в еврейском районе, он будет арестован и строго наказан. Нееврейское население, которое живет в границах еврейского жилого района, должно безотлагательно покинуть еврейский район.
... ... ... ... ...
7. Евреям разрешено входить и выходить из еврейского района только по двум улицам: Опанского и Островского. Перелезать через стену запрещается. Немецкой охране и охране службы порядка приказано стрелять в нарушителей.
Неограниченными правами в этом районе города отныне обладал представитель немецкого командования Городецкий – патологический садист, наполовину немец, проживавший ранее в Ленинграде.
Юденрад же никаких прав не имел. Ему вменялось только собирать с евреев деньги, а также проводить санитарные мероприятия – немцы опасались начала возможных эпидемий.
К 1 августа 1941 года было полностью завершено переселение в гетто всех евреев – 80 тысяч человек. К октябрю того же года их число уже превысило 100 тысяч.
Всего существовало три различных участка: «Большое» гетто, «Малое» гетто – в районе радиозавода имени Молотова и «Зондергетто» – для двух десятков евреев, депортированных из стран Восточной, Центральной и Западной Европы.
По периметру гетто было огорожено колючей проволокой и высоким забором. Охрана состояла из бойцов СС, а также литовских и белорусских полицаев.
Под страхом смерти все узники обязаны были носить спецзнаки – тканевые жёлтые «латы» и нашивки белого цвета с номерами домов на спине и груди.
Все узники обязаны были носить спецзнаки – тканевые жёлтые «латы»
и нашивки белого цвета с номерами домов
Полицаи и немцы совершенно безнаказанно насиловали девушек, убивали и грабили обитателей гетто...
Жизнь узников была обожжена всевозможными запретами, за нарушение которых безоговорочно следовал расстрел. Территорию гетто, как уже упоминалось, покидать не разрешалось, запрещено было выменивать продукты у неевреев, носить меховые вещи, снимать опознавательные знаки, ходить по тротуарам и центральным улицам, заходить в общественные места, сады... За 15 метров до встречи с немцем еврей должен был снять свой головной убор.
Несколько раз Городецкий собирал с гетто «контрибуции»: в первый раз 10 килограмм золота, 2 центнера серебра и 2 миллиона рублей, во второй раз 50 кг серебра и золота... Под страхом смерти в этом грабеже принимали участие и представители еврейского комитета.
Немецкие солдаты окружают группу религиозных евреев на улице Минска
Обычной пищей в гетто были оладьи из кожуры от картофеля, а также сало, которое удавалось соскоблить со свиных шкур, найденных на старом кожзаводе. Тем евреям, которые привлекались для работ, раз в сутки выдавали миску баланды.
Железнодорожные принудительные работы. Минск, февраль 1942 года
Существовал и нелегальный рынок обмена материальных ценностей через колючую проволоку и рабочие колонны. В таких обменах участие принимали и немецкие офицеры. Любопытен курс этого рынка: например, за золотые часы давали 3 луковицы и одну буханку хлеба.
Плотность населения была чудовищной – в двух квартирах проживали иногда до ста человек! Без учёта детей выделялось от 1,2 до 1,5 квадратных метров на человека.
Конечно, антисанитария, голод и скученность заселения были причинами постоянных эпидемий и повальных болезней.
Массовые убийства заключённых, которые немцы называли «акциями», имели место в ноябре 1941 года – убиты более 30 тысяч человек, в марте 1942 – до 10 тысяч евреев, в июле 1942 года – 25 тысяч и октябре 1943 года – за три дня до освобождения узников гетто были в спешке уничтожены 22 тысячи евреев, привезённых из европейских государств.
С весны 1942 года детей евреев убивали в газвагенах – душегубках, хватая их прямо на улицах и запихивая в специальные автомобили (см. фото ниже).
Проходили и многочисленные погромы. Самые известные и кровопролитные – в августе, ноябре 1941, январе, июле и декабре 1942 годов – как ночные так и дневные. Популярным вариантом были массовые убийства днём, когда все трудоспособные евреи уходили на принудительные работы...
В исторической литературе есть понятие «бойня 2 марта» обозначающая погром 2–3 марта 1942 года, когда в сторону Дзержинска была отправлена большая группа узников. Тех, кто не замёрз по дороге, расстреляли в Путчинском сельсовете. В тот же день ещё 3,5 тысячи евреев были расстреляны к западу от Минска.
Тем временем в сам гетто въехали грузовики с полицаями и немцами, которые убили более 5 тысяч человек, трупы которых были сброшены в карьер, на месте которого в 2000 году был создан мемориальный комплекс «Яма» – сегодня это минская улица Мельникайте.
Но кровавые события «бойни 2 марта» на этом не закончились. К 10 часам утра, по причине того, что необходимого количества людей для расстрела не было найдено, немцы ворвались на территорию детского дома, построили всех детей вместе с воспитателями и медперсоналом в колонну (от 200 до 300 человек), отвели в сторону по улице Ратомского и сбросили в яму...
К этой яме подошёл комиссар Вильгельм Кубе. Он приказал подать ему конфеты и начал их бросать в яму детям, засыпаемым землёй заживо...
Гауляйтер прожил ещё более года, пока не был взорван бомбой с часовым механизмом. Вообще этот мерзавец получил кличку «везунчик», так как всякий раз умудрялся ускользать от многочисленных покушений, организованных советскими партизанами...
Вильгельм Кубе в Минске. Май 1943 года
В завершение «бойни 2 марта» немцами были расстреляны ещё и люди, возвращавшиеся вечером с работы...
Некоторые истории из минского гетто просто заставляют кровь стыть в жилах. Например, начальник полиции Рибе 29 декабря 1942 года вошёл в детское отделение больницы и лично зарезал семь больных детишек ножом. После чего, вышел из здания, снял белые перчатки, съел шоколадку и закурил...
Разительна разница с кабинетными червями типа идеолога «окончательного решения вопроса» Гиммлера, который во время визита в Минск (см. фото ниже) начал блевать и в итоге упал в обморок, когда в его присутствии расстреляли одного минского еврея.
Один из главных деятелей Третьего рейха Генрих Гиммлер
входил в число главных организаторов Холокоста
Всего из исходных ста тысяч человек к началу 1943 года остались в живых лишь 6 тысяч человек, то есть были убиты более 90 тысяч евреев!
К 21 октября 1943 года все жители минского гетто были убиты. Выжили только 13 человек, несколько месяцев прятавшихся в подвале дома на улице Сухой и вышедшие на свободу только в июле 1944 года – в день освобождения Минска, а также квалифицированные мастера, вывезенные оккупантами в Германию.
Уже с первых месяцев существования гетто было организовано подпольное сопротивление, состоящее из 22 групп, объединивших несколько сотен человек и координируемое Михаилом Гебелевым, Исаей Казинцем и Гиршем (Хершем) Смоляром.
Выжить удалось только последнему. Впоследствии он стал видным еврейским журналистом и писателем. С 1970 года жил в Израиле, работал в Тель-Авиве, где и скончался в 1993 году.
Сопротивление занималось организацией различных диверсий, саботажа работы немецких предприятий, узлов железнодорожного транспорта, распространением подпольной литературы, сбором лекарств и оружия, выводило из гетто людей.Спасением евреев из гетто занималась и Мария Брусникина, пойманная нацистами и публично казнённая 26 октября 1941 года.
Мария Брусникина с щитом на шее, на котором на трёх языках написано
«Мы – партизаны, стрелявшие по германским войскам»
До нашего времени дошли имена некоторых людей, тайком выводивших людей в леса. Многие из них были ещё совсем детьми: Альберт Майзель, Леня Меламуд, Миша Лонгин, Леня Модхилевич, Катя Перегонок, Броня Гамер, Вилик Рубежин, Броня Звало, Фаня Гимпель, Беня (12 лет), Моня, Рахиля Гольдина, Давид Клионский, Сима Фитерсон (11 лет), Катя Кеслер.
Из евреев Минского гетто были сформированы до 10 отрядов партизан: 1-й батальон 208-го полка, отряд 106, отряд 406, отряды им. 25-летия БССР, Щорса, Пархоменко, Фрунзе, Буденного, Лазо и 5-й отряд имени Кутузова.
В память об преступлении немецких оккупационных сил оставшиеся в живых евреи в 1946 году установили на этом месте обелиск из черного мрамора. Мемориальный комплекс «Яма» посвящается евреям, которые были расстреляны здесь 2 марта1942 года. Этот памятник был единственным во всем Советском союзе с надписью на идише, на котором были указаны конкретно жертвы Холокоста, и который остался практически неповрежденным в советское время. Однако люди, ответственные за установление памятника, были подвержены репрессиям.