Первый залп легендарной «Катюши»
14 июля 1941 года под Оршей прогремел первый залп реактивных минометов, получивших в народе название «Катюши».
Одна из самых первых установок прославленной «Катюши»
Существует несколько версий происхождения этого названия. Наиболее вероятное из них связано с заводской маркой «К» завода изготовителя первых боевых машин БМ-13, а также с популярной в то время одноименной песней.
В ночь на 30 июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже были собраны первые две боевые пусковые установки БМ-13. В начале июля была сформирована первая Отдельная экспериментальная батарея полевой реактивной артиллерии Красной Армии под командованием капитана Ивана Флерова, вооруженная семью боевыми установками.
В 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года батарея дала залп по захваченному противником железнодорожному узлу города Орши. В дальнейшем батарея успешно действовала в боях под Рудней, Смоленском, Ельней, Рославлем и Спас-Деменском. В начале октября 1941 года в составе группировки войск Западного фронта батарея оказалась в тылу немецко-фашистских войск. При движении к линии фронта из тыла в ночь на 7 октября она попала в засаду врага под деревней Богатырь Смоленской области, большая часть личного состава и Иван Флеров погибли, расстреляв весь боезапас и взорвав боевые машины.
За героизм Флеров посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. В честь подвига батареи сооружены памятник в городе Орше и обелиск у города Рудня.
В августе–сентябре 1941 года на фронт были отправлены уже 324 боевые машины БМ-13 и БМ-8. В боях под Сталинградом участвовало втрое больше реактивных установок, чем в битве под Москвой. В боях за Берлин участвовало 219 дивизионов «Катюш». С осени 1941 года этим частям при формировании присваивалось звание гвардейских, что подчеркивало большое значение реактивной артиллерии и особую ответственность за выполнение боевых задач в ходе Великой Отечественной войны.
Установки залпового огня и сегодня остаются главной ударной силой сухопутных войск, а «Грады», «Ураганы» и «Смерчи» российских конструкторов по-прежнему не имеют себе равных.