Свои среди чужих

3 августа 1995 года над территорией Афганистана талибы захватили «Ил-76» с 7 членами экипажа на борту в составе: командир воздушного судна – Владимир Ильич Шарпатов, второй пилот – Газинур Гарифзянович Хайруллин, штурман – Александр Викторович Здор, бортинженер – Асхат Минахметович Аббязов, бортрадист ¬ Юрий Николаевич Вшивцев, ведущий инженер – Сергей Борисович Бутузов, ведущий инженер – Виктор Петрович Рязанов.

Самолет перехватил истребитель МИГ-21. Борт посадили в Кандагаре, а экипаж взяли в плен. Лишь через год с небольшим российские летчики совершили дерзкий побег. Они воспользовались оплошностью охраны, которая допустила весь экипаж ремонтировать самолет. Во время очередной молитвы боевики ушли в палатки, расположенные вдоль взлетной полосы. С летчиками осталось лишь три охранника. Они спрятались от жары внутри самолета. Летчики уговорили талибов сделать пару кругов над аэродромом, чтобы проверить исправность самолета. Те согласились. В Ил-76 практически нет иллюминаторов. Это и помогло сбить с толку никогда не летавших боевиков. Пилоты напали на охранников, обезоружили их и приковали к пассажирским сидениям. Самолет посадили в Арабских Эмиратах. Талибов сдали местной полиции. В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики вернулись в Казань. 22 августа 1996 года был подписан указ о присвоении командиру экипажа и вторму пилоту звание «Героев России», а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.