В самый разгар Великой Отечественной войны произошло событие, которого трудно было ожидать. В январе 1943 года в рамках реформы обмундирования были введены погоны для личного состава Красной Армии. А совсем недавно погоны являлись символом контрреволюционного белого офицерства. Для тех, кто надел погоны в 1943 году, во время Гражданской войны слово «золотопогонники» было ругательным. Все четко было определено в Декрете об уничтожении сословий и гражданских чинов от 23 ноября 1917 года, в котором также отменялись и погоны. Правда, они продержались на плечах белых офицеров до конца Гражданской войны.
В Красной Армии военнослужащие выделялись лишь по должностям. Имелись нашивки на рукаве в форме геометрических фигур (треугольники, квадраты, ромбы) и на бортах шинели. По ним «считывалось» звание и принадлежность к родам войск. До 1943 года, кто есть кто, можно было определить по виду петлиц на воротнике и нарукавных шевронов.
Красноармейцы. Конец 1920-х годов. Шифровка на петлицах
Справедливости ради надо заметить, что изменения стали происходить в армии уже в тридцатые годы. Появились воинские звания, существовавшие еще в царской армии. К 1940 году возникли генеральские, а также адмиральские звания.
Первые варианты новой формы, уже с погонами, были разработаны в самом начале 1941 года, но начавшаяся война и отсутствие успехов на фронте не способствовали подобным нововведениям. В 1942 году новая форма была положительно оценена Главным политуправлением РККА, и оставалось только дождаться громкой победы Красной Армии. Таким событием стала Сталинградская битва, когда была разгромлена армия фельдмаршала Паулюса на Волге.
Работники швейной мастерской за изготовлением погон. Москва, 1943 г.
Портной подгоняет погоны. 1943 г.
Советские погоны походили на царские, но и отличались от них. Новые образцы были шире на 5 мм и не имели шифровок, таких как номер полка или вензель шефа полка. Младшим офицерам полагались погоны в один просвет и от одной до четырех звездочек, а у старших офицеров погоны были с двумя просветами и имели от одной до трех звездочек. Были восстановлены и лычки для младших командиров, не остались без погон и рядовые солдаты.
Полевые и повседневные погоны младших командиров, красноармейцев, курсантов,
воспитанников спецшкол и суворовцев
Погоны маршалов, генералов, офицеров Красной Армии и НКВД образца 1943 г.
И еще один важный момент, связанный с введением новой формы: в официальный язык вернулось старое слово «офицер». До этого был «командир Красной Армии». Постепенно «офицер», «офицерский состав» заполнили разговоры военнослужащих, а позднее перешли и в официальные документы. Представьте себе, как звучало бы название любимого всеми фильма В. Рогового «Офицеры» в старой редакции: «Командиры Красной Армии»?
Так для чего все-таки ввели погоны? Считается, что «вождь» просчитал все будущие выгоды от проведенной реформы. Введение погон неразрывно связывало Красную Армию с героической, боевой историей русской армии. Не зря же в это время были утверждены полководческие ордена, связанные с именами Кутузова, Суворова, Нахимова, Ушакова и Невского, а наиболее отличившиеся воинские подразделения получали звания Гвардейских.
Победа под Сталинградом переломила ход войны, а изменения в форме позволили еще больше воодушевить армию. После данного указа в газетах сразу появились статьи на эту тему. Что очень важно, в них подчеркивалась символика неразрывной связи русских побед.
Бытовало еще и такое предположение, что на введение погон повлияла любовь Сталина к пьесе М. Булгакова «Дни Турбиных»…
Кроме того, введением новой «табели о рангах» Сталин уже предвосхищал будущую Победу. Ведь брать Берлин армией под командованием «политруков», «комбригов» и «комдивов» было несолидно. Необходима была градация чинов, хоть отчасти напоминающая звания в армиях стран-союзниц.
Маршал Георгий Константинович Жуков c группой офицеров на ступенях Рейхстага