05

Rubrika KAK ETO BYLO
Doroga01

«Дорогой победы» жители блокадного Ленинграда называли узкую полосу суши вдоль Ладожского озера отвоеванную у фашистов Красной армией в результате операции «Искра». Прорыв полной блокады осажденного города произошел 18 января 1943 года, когда наступающие с противоположных сторон войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились на левом берегу Невы.

Первая попытка соединить голодающий город с большой землей железнодорожными путями практически по льду была предпринята во вторую блокадную зиму. К этому времени стало понятно, что количество продовольствия и военных грузов, доставляемых в Ленинград по льду Ладоги на автотранспорте, недостаточно для нужд города и его защитников. Один эшелон мог заменить тысячу рейсов грузовиков-полуторок по ледовой «дороге жизни».

Укладка прогонов на участке 40-го ж. д. батальона
Укладка прогонов на участке 40-го ж. д. батальона.

С началом второй зимы было принято решение о строительстве железной дороги. Был разработан план построить свайно-ледовую трассу стандартной и узкой колеи соединяющую станцию Кобона на восточном берегу Ладоги со станцией Ладожское озеро на западе. Соответствующее постановление было принято Комитетом Обороны 21 ноября 1942 года. В начале декабря началось строительство. Трасса должна была представлять собой длинный деревянный мост. Работы велись на обоих берегах озера, строители двигались навстречу друг другу. К середине января 1943 года было построено немногим менее половины дороги.

Подача леса по готовой эстакаде
Подача леса по готовой эстакаде.

По рельсам уже двигались обкаточные паровозы и поезда подвозившие строительные материалы. После успешного завершения операции «Искра», положившее конец блокаде, было принято решение о переносе строительства на освобожденную узкую полоску суши.
Узкую полосу земли шириной 8–10 километров тянувшуюся вдоль Ладожского озера сушей назвать можно только с большой натяжкой. Болота и топи представляли сложность для строительства не меньшую чем лед самого озера. Еще одну проблему создавало строительство моста через Неву. Она имела глубину не более 5 метров, но обладала сильным течением, доходившем до 2 метров в секунду.

Дорога победы
Дорога победы.

Дорогу предстояло построить в чрезвычайно сжатые сроки в период с 21 января по 5 февраля. Как и в случае дорогой по деревянному мосту, за дело взялись метростроевцы, в основном женщины. Трудность заключалась также в нехватке строительных материалов и древесины необходимых для устройства мостов и производства шпал для железнодорожного полотна. Большое количество древесины было сожжено в течение двух блокадных зим в печах-буржуйках жилых домов, предприятий и госпиталей.
По счастливой случайности в ленинградском порту был найден довоенный запас экспортных стройматериалов отличного качества, которого хватило на постройку двух мостов через Неву. В дело пошли и материалы с прежней ледовой стройки, а вместо шпал обычные бревна. Строительство велось круглосуточно и мост был построен за 12 дней. Это была эстакада полукруглой формы длиной 1300 метров, обращенная выгнутой стороной к озеру для сопротивления сильному течению.

Низководный свайно-ледовый мост через Неву
Низководный свайно-ледовый мост через Неву.
Движение поезда но высоководному мосту через Неву
Движение поезда но высоководному мосту через Неву.

Минуя Неву, трасса шла по Синявинским болотам параллельно линии фронта, всего в 5 километрах от нее. Строительство шло под постоянным обстрелом противника. Это было очень опасно. Кроме того, пришлось производить срочное разминирование. Из заболоченной земли было извлечено 1730 мин 7 неразорвавшихся бомб и 52 артиллерийских снаряда. Кроме того, температура во время строительства редко превышала значение минус 43°C.

Петров-Маслаков М.В. Первый поезд «Дороги Победы» в Ленинград, январь 1943 г.
Петров-Маслаков М.В. Первый поезд «Дороги Победы» в Ленинград, январь 1943 г.
Прибытие на Финляндский вокзал 7 февраля 1943 г. первого поезда
с Большой земли после прорыва блокады
Прибытие на Финляндский вокзал 7 февраля 1943 г. первого поезда с Большой земли после прорыва блокады.

2 февраля 1943 года эстакада была испытана и по ней прошел первый поезд. А уже 5 февраля железнодорожная ветка Шлиссельбург – Поляны, построенная раньше намеченного срока всего за 17 суток, была сдана в строй. Ее протяженность составила 33 километра. 7 февраля 1943 года на Финляндском вокзале ленинградцы встретили первый состав с продовольствием с большой земли.

Паровоз ЭУ 708-64, доставивший 7 февраля 1943 г. в Ленинград по Шлиссельбургской
магистрали первый поезд с Большой земли. Установлен на ст. Волховстрой
Паровоз ЭУ 708-64, доставивший 7 февраля 1943 г. в Ленинград по Шлиссельбургской магистрали первый поезд с Большой земли. Установлен на ст. Волховстрой.
Мемориал «Стальной путь»
Мемориал «Стальной путь».