26 марта. Армии 3-го Украинского фронта после артиллерийской подготовки приступили к форсированию Южного Буга и прорыву обороны на его правом берегу. Войска 28-й армии продвинулись вглубь вражеской обороны на 2–3 километра, заняв село Широкая Балка и хутор Кульбакино. Войскам 203-й, 244-й и 61-й гвардейской стрелковой дивизии удалось выбить немцев с первой линии обороны возле Терновки.
В ночь на 27 марта 2-й гвардейский механизированный корпус передовыми частями ворвался на юго-восточную окраину города, в течение суток вел упорные уличные бои. На следующий день во взаимодействии с 10-м гвардейским стрелковым корпусом, преодолев огромное сопротивление врага, его инженерные заграждения, в 1 час ночи ворвался в город. 4-я и 5-я гвардейские механизированные бригады достигли рощи юго-западнее Варваровской переправы, а 6-я гвардейская механизированная бригада вышла к вокзалу.
Десант старшего лейтенанта К. Ольшанского высадился в морском порту Николаева и весь день отбивал атаки фашистов. К исходу дня погибло большинство десантников.
Высадка десанта в порт Николаева. С картины В. А. Печатина
Выжившие участники десанта Ольшанского
Из сообщения Совинформбюро
«…На Николаевском направлении наши войска продолжали вести наступательные бои. Севернее Николаева бойцы Н-ского соединения, сломив упорное сопротивление противника, овладели населенными пунктами Баловное, Матвеевка и Терновка. Другие наши части стремительной атакой овладели селом Водопой и ведут бои на окраинах города Николаева. Особенно упорные бои завязались в районе кладбища, но вскоре враг был выбит с занимаемых позиций».
Взрыв на немецком аэродроме возле Николаева результате диверсии
участников николаевского подполья
К вечеру этого дня 619-й и 592-й полки 203-й СД разбили фашистов у Терновки. Подразделения 243-й стрелковой дивизии в ночь на 28 марта 1944 года в упорных уличных боях овладела северной окраиной г. Николаева.
К 17.00 в морском порту разбит отряд Ольшанского, а его командир, как и все офицеры, участвовавшие в десанте, погибли.
На полуостров Аляуды высадился офицерский десант 130-й стрелковой дивизии под командованием Андрея Кузьмича Семеренко.
Красноармейцы на улицах освобожденного Николаева. Март 1944 г.
К вечеру бойцы 148-го гвардейского стрелкового полка 50-й гвардейской стрелковой дивизии ворвались на восточную окраину города, 150-го гвардейского стрелкового полка этой же дивизии вошли в город с северо-востока. 152-й гвардейский стрелковый полк В.П. Черныша теснил фашистов к Южному Бугу.
Вечером 27-го марта две группы разведчиков 2-го гвардейского механизированного корпуса отправились на помощь отряду, но, напоровшись на немцев, смогли прибыть в порт только утром, после того, как туда вошли советские войска.
Советский обоз на улице Херсонской в Николаеве. Март 1944 г.
28 марта. Ранним утром 28-го марта 619-й и 592-й полки 203-й СД вышли к Ингулу в районе судостроительного завода им. 61 Коммунара и начали переправу через Ингул. Переправа вскоре была отменена командиром 6-й Армии генерал-лейтенантом И.Т. Шлеминым, так как Николаев был уже взят войсками 5-й ударной и 28-й армии.
Из сообщения Совинформбюро
«…Войска 3-го Украинского фронта сегодня, 28 марта, после упорных боев, штурмом овладели крупным областным и промышленным центром Украины – городом Николаевом – важным железнодорожным узлом, одним из крупнейших портов на Черном море и сильным опорным пунктом обороны немцев у устья Южного Буга».
Николаев в день освобождения частями Красной Армии 28 марта 1944 г.
203-я дивизия была отведена в Матвеевку для отдыха и подготовки к форсированию Южного Буга, чтобы двигаться на Одессу.
Оперативная сводка штаба 28-й армии №78
«1-й гвардейский укрепленный район, развивая наступление вдоль железнодорожного полотна на Николаев во взаимодействии с частями 295-й и 49-й гвардейской стрелковой дивизий, сломив сопротивление противника, ворвался в юго-восточную окраину Николаева, ведя упорные бои, к 5.00 двадцать восьмого марта очистил районы элеваторов».
Город Николаев, разрушенный немцами.
По улице мчится штабной автобус ГАЗ-05-193. Март 1944 г.
Николаев за время оккупации пережил страшнейшие события. К так называемому «новому порядку», внедренному фашистами с первых дней оккупации, привыкнуть было достаточно сложно. Основное правило звучало так: «За непослушание – смертная казнь». Такими методами немцы пытались навести свою дисциплину в городе. Материальный ущерб, нанесенный народному хозяйству области и граждан Николаевщины составил 17519 млн.рублей.