Морская гвардия России ведет отсчет своей истории со времен Петра I, который учредил «придворную яхтенную и гребецкую команду». История не сохранила точной даты учреждения этого подразделения, хотя известно, что уже в 1702 году «царские гребцы», которые еще не были постоянной командой, участвовали в походе Петра в Архангельск.
Гребцы из состава «яхтенной и гребецкой команды», начало XVIII века.
Рисунок из книги «Памятка гвардейского экипажа»
В начале XIX века по указу императора Александра I в российском флоте был создан первый Морской гвардейский экипаж. За дату создания «придворной гребецкой и яхтенной команды» решено было считать день 16 февраля 1810 года, когда царские придворные суда получили особый флаг – Андреевский, вскоре ставший флагом всего русского военного флота. Как и другие гвардейские части русской армии, морская гвардия сразу стала привилегированным подразделением, служба в котором считалась честью, а отчисление – бесчестием.
Офицеры и нижние чины Гвардейского морского экипажа
Историческая легенда гласит: поводом к превращению «яхтенной и гребецкой команды» в гвардейских экипаж стал конфуз, случившийся с лодкой Александра I, прибывшего на переговоры с Наполеоном в Тильзит. Эта встреча проходила на плоту посреди Немана. Российского императора доставили туда казаки-гвардейцы императорского конвоя, которые не отличались особой ловкостью в обращении с веслами, не смогли вовремя остановить лодку и та ударилась носом о плот. На фоне филигранной гребли морских гвардейцев Наполеона эта мелкая ошибка выглядела особенно досадной и вызвала недовольство Александра.
Адольф Рон. Встреча Наполеона I и Александра I на Немане 25 июня 1807 г.
Задумавшись о том, почему в России до сих пор нет своей морской гвардии, император якобы вспомнил о придворных гребцах и повелел: «Придворную яхтенную и гребецкую команду переформировать в особый экипаж, причислив его к гвардии и назвав «Морской Гвардейский Экипаж».
Учредив Морской Гвардейский Экипаж, Александр I создал новую полноценную воинскую часть Императорской Гвардии. Первым командиром Гвардейского Экипажа был назначен капитан 2 ранга Иван Петрович Карцов, который уже длительное время служил в придворной команде. С 1806 года он был командиром яхты «Церера», а с 1808 года – яхты «Паллада».
Первый командир Гвардейского экипажа контр-адмирал И. П. Карцов
Само слово «гвардия» происходит от итальянского guardia, что означает караул. Лейб-гвардией традиционно называлась элитная часть войск, которым доверялась защита и охрана монарха, а также других высочайших особ (от нем. Lejb – тело). Отличная выучка, высокий профессионализм и твердое следование полковым традициям были отличными признаками русской гвардии с момента ее возникновения. Она родилась в пламени орудийных вспышек, густом пороховом дыму боев. Пламя выстрелов оранжевое, а пороховой дым черный. Таковы и традиционные цвета матросских лент на бескозырках в Гвардейском экипаже и лент на Военно-морских флотах нынешних гвардейских кораблей...
Матросы Гвардейского экипажа на Варяге, лето 1917 г.
После Октябрьской революции само понятие о гвардии было ликвидировано.
Первые советские военные корабли получили звания гвардейских 3 апреля 1942 года. Именно этот день принято считать днем рождения морской гвардии ВМФ. Приказом №72 Народного комиссара Военно-морского флота адмирала Николая Кузнецова в этот день гвардейскими стали четыре подводные лодки Северного флота: Д-3 «Красногвардеец», К-22, М-171 и М-174.
Подводная лодка Д-3 «Красногвардеец» у причала в Мурманске, 1930-е годы
Из состава Краснознаменного Балтийского флота первыми гвардейскими кораблями стали эскадренный миноносец «Стойкий», минный заградитель «Марти» и тральщик «Гафель». Из состава Черноморского флота гвардейского звания был удостоен крейсер «Красный Кавказ» – самый крупный и мощный корабль.
Крейсер «Красный Кавказ» на внутреннем рейде Севастополя, 1930-е годы
Гвардейские звания получили морская пехота и морские летчики, сражавшиеся рука об руку с бойцами Красной Армии с первых дней войны. Первой 5 января 1942 года гвардейского звания удостоилась 71-я морская стрелковая бригада, переименованная во 2-ю гвардейскую стрелковую бригаду. 8 января гвардейскими стали еще четыре военно-морских части: три балтийских авиаполка – 1-й минно-торпедный, 5-й и 13-й истребительные, – после переформированные в 1-й гвардейский минно-торпедный, 3-й и 4-й гвардейские истребительные и один авиаполк Северного флота – 72-й смешанный, после присвоения звания ставший 2-м гвардейским истребительным. А 18 марта 1942 года звание гвардейского присвоили 75-й морской стрелковой бригаде, ставшей 3-й гвардейской стрелковой бригадой.
Морские пехотинцы прибыли для защиты Москвы
Морская пехота в Сталинграде
Морская пехота сходит на берег в Севастополе
До конца войны число гвардейских кораблей, частей и соединений советского ВМФ существенно выросло: 18 надводных кораблей и 16 подводных лодок, 13 дивизионов боевых катеров, две авиадивизии, 20 авиаполков, два зенитно-артиллерийских полка, бригада морской пехоты и морская железнодорожная артиллерийская бригада.
Сводный полк ВМФ на Параде Победы. 24 июня 1945 г.
Последним гвардейским подразделением на флоте в годы войны 26 сентября 1945 года стал 6-й истребительный авиаполк, после присвоения переименованный в 22-й гвардейский истребительный авиаполк Тихоокеанского флота.
Высадка гвардейской бригады морской пехоты на берег
Морские пехотинцы на параде
С ПРАЗДНИКОМ!