ANONS PGN 8 GIF

04

Rubrika V ETOT DEN VOINY
L Udar01

4 апреля 1942 года был отражен первый массированный налет самолетов германских ВВС по плану операции «Ледовый удар» ( нем. Eisstoss – Ледовый удар). Он был направлен на корабли Балтийского флота, уничтожение которого предусматривалось еще в плане «Барбаросса», определявшем важнейшие цели Германии в войне против СССР.

Зенитное орудие недалеко от Исаакиевского собора в блокадном Ленинграде
Зенитное орудие недалеко от Исаакиевского собора в блокадном Ленинграде

Операция «Ледовый удар» началась 4 апреля с мощного артиллерийского налета на корабли. Затем в воздух поднялся 191 самолет противника. Из них 33 бомбардировщика и 62 пикирующих бомбардировщика действовали против кораблей, 33 бомбардировщика наносили удар по зенитным батареям. С воздуха их прикрывало более 60 истребителей. Несмотря на такой мощный удар, наши средства ПВО действовали очень активно, в воздух была поднята вся истребительная авиация. В ходе налета было сбито 18 самолетов врага. К кораблям удалось прорваться лишь одиночным самолетам, а остальные сбрасывали бомбы на жилые кварталы города.

Зенитные орудия на улицах Ленинграда
Зенитные орудия на улицах Ленинграда

До конца апреля было сделано еще пять крупных массированных налетов. Однако большие потери истощили силы авиации фашистов, в связи с чем 25 апреля в налете участвовало 55 самолетов, а 27 апреля всего 24. В целом операция «Ледовый удар» не достигла своей цели. Фашистам не удалось не только уничтожить, но и вывести из строя ни одного корабля. В линкор «Октябрьская революция», крейсер «Максим Горький» и эсминцы не было ни одного попадания.

Линкор «Октябрьская революция»
Линкор «Октябрьская революция»
Крейсер «Киров», довоенное фото
Крейсер «Киров», довоенное фото
Крейсеры «Максим Горький»
Крейсеры «Максим Горький»

Повреждения получил крейсер «Киров», стоявший на огневой позиции у 19 линии Васильевского острова. В суровую зиму 1941–1942 гг. он вел прицельный огонь из орудий главного калибра по вражеским войскам, часто вступал в контрбатарейную дуэль с немецкой артиллерией, отбивал атаки врага с воздуха. Первые повреждения крейсера были вызваны близкими разрывами нескольких бомб 4 апреля.

Советский легкий крейсер «Киров» у набережной Невы в блокадном Ленинграде.
Зима 1941–1942 гг.
Советский легкий крейсер «Киров» у набережной Невы в блокадном Ленинграде. Зима 1941–1942 гг.
Повреждения, полученные крейсером в результате попадания бомбы в апреле 1942 г.
Повреждения, полученные крейсером в результате попадания бомбы в апреле 1942 г.

24 апреля две 100 килограммовые бомбы попали в его кормовую часть. Была разрушена находившаяся там надстройка, разбита задняя дымовая труба и повреждена грот-мачта, снесло за борт несколько зенитных орудий. Героическими усилиями экипажу удалось потушить возникшие пожары, а ночью крейсер был переведен к противоположному берегу Невы. На его место поставили учебный корабль «Свирь», не представлявший боевой ценности. На следующее утро фашистские юнкерсы, продолжавшие операцию «Ледовый удар», потопили этот корабль.

Поврежденный крейсер «Киров», 1942 г.
Поврежденный крейсер «Киров», 1942 г.

Рабочие ленинградских заводов и экипаж немедленно развернули восстановительные работы на крейсере «Киров». И даже находясь на восстановлении, корабль в любой момент был готов открыть огонь. Всего за два месяца крейсер был полностью восстановлен. Небольшие повреждения остальных кораблей были устранены даже без помощи заводских рабочих. А вот немцы в ходе операции «Ледовый удар» потеряли до 90 самолетов. Это заставило противника вообще прекратить налеты на корабли. С мая 1942 года основные усилия гитлеровцев были направлены на минирование кронштадтских рейдов и восточной части Финского залива, чтобы не допустить выхода наших подводных лодок в Балтийское море.

Крейсер «Киров» на Неве, 1969 г.
Крейсер «Киров» на Неве, 1969 г.