17 апреля 1943 года начались воздушные сражения над Кубанью. Они проводились до июня 1943 года авиацией Северо-Кавказского фронта, усиленной тремя авиационными корпусами резерва ВГК и частью сил авиации Черноморского флота под руководством Константина Андреевича Вершинина. Цель состояла в завоевании господства в воздухе на южном крыле советско-германского фронта.
Летчики ВВС Черноморского флота изучают карту
района боевых действий на аэродроме у самолетов Як-9Д
5-й гвардейский авиационный полк ВВС Черноморского флота
Воздушное сражение развернувшееся в небе Кубани в апреле–июне 1943 года стало одним из крупнейших воздушных сражений Второй мировой войны и было составной частью советского наступления на Кавказе. Данное сражение разбилось на несколько эпизодов и не прекращалось более двух месяцев. Обе стороны наращивали авиационное присутствие в регионе, поэтому борьба в воздухе была масштабной и жестокой. В некоторые дни в небе проходило до 50 воздушных боев с участием до 70 самолетов с каждой стороны.
Советские истребители Ла-5 на полевом аэродроме
во время воздушных сражений на Кубани, 1943 г.
Одну из главных ролей в сражении сыграли советские истребители нового поколения. Впервые за все время Великой Отечественной войны, советские летчики навязали люфтваффе свою волю, активно мешали и противодействовали выполнению немцами своих боевых задач.
К середине апреля 1943 года немцы сосредоточили на аэродромах Кубани и Крыма основные силы своего 4-го воздушного флота – около 820 самолетов. Дополнительно они могли привлекать еще около 200 бомбардировщиков с аэродромов на юге Украины. Всего 4-й воздушный флот насчитывал более 1000 самолетов: 580 бомбардировщиков, 250 истребителей и 220 разведчиков. Для поддержки сюда были переброшены лучшие истребительные эскадры Германии: 3-я «Удет», 51-я «Мельдерс», 54-я «Зеленые сердца», вооруженные последними моделями истребителей Me-109 и Fw-190.
Подготовка бомбардировщика Пе-2 в вылету на аэродроме Черноморского флота, 1943 г.
Дополнительно на данном театре военных действий были использованы по одной истребительной эскадрилье Словакии, Хорватии, Румынии. Советская сторона также не бездействовала, и уже 18 апреля она начала переброску на Северо-Кавказский фронт 2-го бомбардировочного, 3-го истребительного и 2-го смешанного авиакорпусов, а также 282-й истребительной дивизии, доведя численность авиации до 900 машин, из которых было 370 истребителей, 170 штурмовиков, 360 бомбардировщиков, из них 195 ночных. Из них около 65% самолетов было новых типов: Ла-5, Як-1, Як-7Б, английские и американские бомбардировщики Б-3 и Б-20, а также истребители «Спитфайр» и «Аэрокобра».
Подготовка к боевому вылету истребителя «Аэрокобра», Кубань, конец апркля 1943 г.
Советские бомбардировщики в боевом полете
Сосредоточение такого количества самолетов на довольно ограниченном театре военных действий предопределило упорную и напряженную борьбу за господство в воздухе. Всего в небе Кубани произошло три воздушных сражения. Первое из них началось 17 апреля 1943 года с попытки ликвидировать плацдарм в районе Мысхако. Для того, чтобы сбросить десантников 18-й армии в море, противник привлек около 450 своих бомбардировщиков и 200 истребителей прикрытия. С советской стороны для противодействия немцам использовалось около 500 самолетов, из них 100 бомбардировщиков. За один этот день немецкие летчики совершили около 1000 самолето-вылетов в данном районе.
Немецкие самолеты бомбят территорию СССР
20 апреля противник вновь попытался провести мощное наступление, но на этот раз советская авиация успела нанести упреждающий удар силами 60 бомбардировщиков и 30 истребителей прикрытия за полчаса до начала наступления, а еще через несколько минут последовал новый удар группой в 100 самолетов, что сорвало планы немецкого командования.
Затем с 28 апреля по 10 мая развернулось воздушное сражение в небе над станицей Крымской. Об интенсивности этих боев может свидетельствовать тот факт, что за 3 часа наступления немецкая авиация совершила более1500 самолето-вылетов.
«Воздушный бой А. И. Покрышкина 21 сентября 1943 г. над Большим Токмаком».
Картина летчика-покрышкинца Алексея Закалюка
Последние крупные воздушные сражения прошли в период с 26 мая по 7 июня в районе станиц Киевской и Молдаванской при прорыве «Голубой линии» немцев. На некоторое время немцам удалось захватить превосходство в воздухе, что сильно осложняло задачу наступающим войскам. Ответной мерой противодействия стали атаки советской авиации на аэродромы немцев. С 26 мая по 7 июня ВВС РККА провели 845 самолето-вылетов по аэродромам гитлеровцев в Анапе, Керчи, Саки, Сарабуз и Тамани.
Техсостав 244-го бомбардировочного авиационного полка, Кубань, 1943 г.
Всего за время сражений в небе Кубани советская авиация произвела около 35 тысяч самолето-вылетов. В результате сражений противник потерял свыше 1100 самолетов, из которых свыше 800 были сбиты в воздушныхбоях. С советской же стороны наряду с такими асами как Александр Иванович Покрышкин, Александр Федорович Клубов, Георгий Гордеевич Голубев, Вадим Иванович Фадеев участвовали и выпускники летных школ с минимальным налетом, а также летчики, прибывшие с Дальнего Востока или других отдаленных округов, не имеющие боевого опыта. Но даже не смотря на это приблизительные потери летчиков-истребителей со стороны Германии составили 75 человек, а с учетом союзников около 135, что является половиной от общего числа имевшихся к началу сражения истребителей 4-го воздушного флота.
Герои? Советского Союза летчик Александр Покрышкин. Фото Аркадия Шаи?хета
ПОДЕЛИТЬСЯ