28 апреля 1942 года началась Мурманская наступательная операция (28 апреля – 11 мая 1942 года) – частная наступательная операция войск Карельского фронта и Северного флота. 28 апреля 1942 года советские войска после трехчасовой артиллерийской подготовки перешли в наступление. По замыслу командования фронтом, войска 14-й армии во взаимодействии с морским десантом должны были одновременными ударами с фронта и тыла окружить и уничтожить Западно-лицкую группировку противника, и, развивая успех, разгромить её и выйти на границу с Норвегией.
После налета немецкой авиации. Мурманск. 1941 г.
В этот же день в губе Большая Западная Лица кораблями Северного флота под командованием вице-адмирал Арсения Григорьевича Головко высажен морской десант – 12-я бригада морской пехоты численностью более 6200 человек. К исходу дня десантники заняли плацдарм глубиной до 5 километров и по фронту до 7 километров. В последующие дни продвижение десантников составило до 11 километров, но выполнить основную задачу и перерезать основную магистраль снабжения противника – автодорогу Мишуково–Титовка – десант не сумел. Противник крайне упорно оборонялся. Быстро подтянул дополнительные силы и непрерывно контратаковал, захватив инициативу в свои руки.
Советские пехотинцы в зимнем бою на полуострове Средний
на севере Кольского полуострова
На сухопутном участке войска 14-й армии с большими потерями атаковали укрепленные узлы обороны врага, местами вклинившись на 6 километров. Выявилась неспособность артиллерии и авиации разрушить капитальные укрепления врага. Движение на узких дорогах сразу оказалось затруднено, а зачастую парализовано. Немецкая авиация, хотя и не имела численного превосходства, действовала очень активно и обеспечила надёжное прикрытие своих войск, а также максимально затруднила снабжение и атаки советских войск. С целью усилить наступавшие части на плацдарм было высажено пополнение, а на участок наступления из-под Кеми переброшена 152-я стрелковая дивизия. Однако дальнейшие действия войск сорвали погодные условия.
Советские корабли, сопровождающие транспорты союзников в Баренцевом море
Поставки по ленд-лизу шли и через порт Мурманска с 1942 г. Последний караван прибыл сюда
после Победы – 22 мая 1945 года. На фото выгрузка машины, полученной по ленд-лизу
3 мая начался сильный дождь, который вскоре перешел в пургу, бушевавшую трое суток. Погодное бедствие застало не экипированную для действий на севере 152-ю дивизию на марше при подходе к линии фронта, колонны войск были занесены снегом, не имея укрытий и горячей пищи. Только в ней насмерть замерзли 484 бойца, ещё 1683 человека получили сильные обморожения. Примерно такая же ситуация была на плацдарме, где отсутствовали палатки и печки для обогрева, а морские пехотинцы также не были обеспечены теплой одеждой. Пострадали и остальные части 14-й армии. В эти дни советское наступление оказалось полностью парализованным. Попытки возобновить его после некоторого улучшения погоды не дали никаких результатов, только усилив потери.
Прием раненых на советский санитарный транспорт на полуострове Рыбачий. 1942 г.
10 мая 1942 года командующий Карельским фронтом доложил Иосифу Виссарионовичу Сталину о неудаче наступления, с согласия последнего 11 мая войска перешли к обороне. 13 мая кораблями Северного флота был снят и вывезен десант. Общие потери советских войск в Мурманской операции составили около 15 тысяч человек. При этом части 14-й армии потеряли до 43 процентов численности войск, а десант – почти 70 %. Тем не менее удалось добиться выполнения одной из главных задач операции – противник ввёл в бой почти все свои резервы, запланированное немецкое наступление 1942 года на Мурманск было сорвано, линия фронта полностью стабилизировалась и оставалась такой до освобождения Заполярья в октябре 1944 года. Главный путь поступления союзных грузов в СССР был сохранён и продолжал действовать в течение всей войны.
Мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска
«Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша»)