ЧИТАЕМ «ПАМЯТИ ЖИВАЯ НИТЬ» КНИГА 7

Book01 Book02 Book03 Book07 Book04 Book05 Book06

26

Rubrika LICHNOST

Экипаж машины винтовой

26 мая 1907 года родился Г. Ф. Байдуков – советский лётчик-испытатель, военачальник, один из руководителей создания системы ПВО СССР в 1950–1970-х годах, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза.

Георгий Филиппович Байдуков

Георгий Филиппович Байдуков родился 26 мая 1907 года на разъезде Тарышта (ныне Чановский район, Новосибирской области) в семье железнодорожника. В 9 лет остался сиротой. Бродяжничал, затем воспитывался в интернате. С 1921 работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге.
В 1926 добровольцем вступил в РККА. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 году – Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком-истребителем в строевых частях ВВС.

В 1931–1934 Георгий Байдуков служит лётчиком-испытателем Научно-испытательного института ВВС, участвует в ряде испытательных работ на самолётах-истребителях, в отработке методов «слепых» полётов и посадок. С 1934 года учится на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского.
В начале августа 1935 года Герой Советского Союза полярный летчик С.А. Леваневский, второй пилот Г.Ф. Байдуков и штурман В.И. Левченко предприняли попытку перелета на самолете АНТ-25 по маршруту Москва – Северный полюс – Сан-Франциско. Но летчиков постигла неудача – неисправность в маслопроводе заставила их вернуться назад. Леваневский разуверился в возможности трансатлантического перелета на одномоторном самолете. Второй пилот, Байдуков, верил в надежность конструкции и двигателя самолета АНТ-25. Он увлек идеей перелета через Северный полюс в США легендарного летчика-истребителя В.П.Чкалова.
Весной 1936 года сформировавшийся экипаж – В.П. Чкалов (командир), Г.Ф. Байдуков (второй пилот) и А.В. Беляков (штурман) – обратился к Г.К.Орджоникидзе с просьбой разрешить им перелет из Москвы через Северный полюс в Америку. Решение Правительства – полет разрешить, но не через Северный полюс, а по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский. 14 июля 1936 года вышло Постановление Совета Труда и Обороны «О беспосадочном полете на самолете РД».
Полет начался в 2 часа 45 минут по Гринвичу 20 июля 1936 года и проходил в тяжелых метеорологических условиях. Миновав арктические просторы и Якутию, самолет оказался над Охотским морем. Достигнув Петропавловска-Камчатского экипаж сбросил над ним вымпел. Задание было выполнено, но запас бензина позволял лететь дальше и Чкалов направил самолет к материку. Однако в мощном циклоне над Охотским морем воздушное судно подверглось сильному обледенению, и экипаж вынужден был приземлиться. Чкалов сумел посадить самолет на клочке земли по размерам значительно меньше, чем требовалось для нормального приземления АНТ-25. Полет завершился 22 июля 1936 года на острове Удд в заливе Счастья, вблизи города Николаевска-на-Амуре.

Георгий Байдуков, Валерий Чкалов и Александр Беляков после героического перелета
Фото Виктора Темина / Фотохроника ТАСС

После удачного завершения перелета В.П. Чкалову, Г.Ф. Байдукову и А.В. Белякову было присвоено звание Героев Советского Союза. 13 августа 1936 года Политбюро приняло решение о переименовании островов Удд, Лангр и Кевос в заливе Счастья в острова Чкалов, Байдуков и Беляков соответственно.
18–20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе экипажа В.П. Чкалова и А.В. Белякова Георгий Байдуков совершил беспосадочный перелёт Москва – Северный полюс – Ванкувер (штат Вашингтон , США) протяжённостью 8504 км.
С 1937 Байдуков – снова лётчик-испытатель, испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А. 14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н.Г. Кастанаевым на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 2000-км в замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280 км./ч.
Во время советско-финской войны Байдуков воевал в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка.
С началом Великой Отечественной войны Байдуков был направлен в командировку в США по вопросу приобретения американских самолётов.
С января 1942 Байдуков вновь в действующей армии. Он участвовал в освобождении Киева, Белоруссии, в Восточно-Прусской операции, освобождении Гданьска, форсировании Одера.
После войны служил на командных должностях в ВВС. C 1988 генерал-полковник авиации Г.Ф. Байдуков вышел в отставку.
Умер Г.Ф. Байдуков 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Могила Г. Ф. Байдукова