Настоящий человек Алексей Маресьев
20 мая 1916 года родился легендарный советский военный лётчик-истребитель, Герой Советского Союза А. П. Маресьев.
Официально считается, что Алексей Маресьев родился в уездном городе Камышин Саратовской губернии, однако выставленная в апреле 2016 года в Жирновском краеведческом музее запись из метрической книги Свято-Троицкой церкви города Камышина свидетельствует о том, что он родился на хуторе Веревкин Верхне-Добринской волости Камышинского уезда Саратовской губернии. Отец, Пётр Авдеевич Маресьев, вернулся домой с фронта после Первой мировой войны и умер от ран в 1919 году, когда Алексею было три года. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей – Петра, Николая и Алексея.
После окончания 8 классов школы в Камышине Маресьев окончил фабрично-заводское училище №32, получив специальность токаря по металлу. В 1932 году начал свою трудовую деятельность токарем на Камышинском лесозаводе. Дважды подавал документы в лётное училище, но их возвращали. Тем не менее поступил на заочный рабфак Московского авиационного института и учился там одновременно с работой.В 1934 году Камышинский райком комсомола направил его на строительство авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Алексей занимался в аэроклубе. В октябре 1937 года был призван на срочную службу в пограничные войска СССР. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалине. В январе 1939 года был направлен в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в октябре 1939 года перевели в Батайск. Батайское авиационное училище имени А. К. Серова он окончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же в Батайске встретил Великую Отечественную войну.
В июле 1941 года Алексей Маресьев был направлен на Юго-Западный фронт в 296-й истребительный авиационный полк. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе города Кривой Рог.В марте 1942 года был переведён в 580-й истребительный авиационный полк ВВС Северо-Западного фронта. В бою 1 апреля 1942 года открыл свой боевой счет, сбив бомбардировщик Ю-52, а 4 апреля сбил в один день сразу два бомбардировщика этого типа. 5 апреля 1942 года в районе «Демянского котла» (Новгородская область) в бою с немцами его самолёт Як-1 был подбит. Маресьев сумел дотянуть самолет до своей территории через линию фронта, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров. Восемнадцать суток через леса и болота ползком лётчик пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Первыми его заметили жители из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района. Из-за того, что лётчик не откликнулся на вопрос: «Ты немец?», – они не помогли ему и из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого лётчика обнаружили мальчишки из той же деревни – Серёжа Малин и Саша Вихров. Дед Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.
На плите ошибочно указано «в феврале». В других источниках наблюдается
большой разброс дат. Даже в Центральном музее Вооруженных сил,
в экспозиции, посвященной подвигу Маресьева,
указано, что 4 апреля 1942 года Маресьев был сбит.
На самом деле 4 апреля 1942 года, в лесу под Валдаем, что в Новгородской области,
недалеко от озера Шлино у деревни Плав был найден раненый советский лётчик
Алексей Петрович Маресьев.
Несколько дней колхозники ухаживали за Маресьевым. Ему требовалась медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая рядом с деревней приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьева отправили в Москву, в госпиталь.
По воспоминаниям сына лётчика, Виктора Маресьева, в интервью, данному корреспонденту газеты «Аргументы и факты»:
«В госпитале он, с заражением крови, с гангреной, лежал на каталке уже по пути в морг. Так случилось, что мимо умирающего Маресьева шёл профессор Теребинский. Он спросил: «А этот что тут лежит?» С отца сняли простыню и говорят: «А это лейтенант молодой с гангреной». Теребинский приказал: «Ну-ка на операционный стол его живо!».
Врачи вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени, но жизнь спасли.
В 1942 году Маресьева отправили в Куйбышев, где находился специализированный госпиталь №3999 для больных с ампутированными конечностями. Здесь ему выдали протезы – грубые и тяжёлые, доставлявшие сильную боль при ходьбе. В госпитале Маресьева поставили на ноги и он начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами.
В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу в Чувашскую АССР. В феврале 1943 года совершил первый после ампутации ног пробный вылет. А затем добился отправки на фронт.
В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Его поддержал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.
19 июля 1943 года он одерживает первую победу после возвращения в строй, сбив пикирующий бомбардировщик Ju-87. 20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw-190. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.
24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и 3 сбитых немецких истребителя заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Алексей Петрович Маресьев удостоен звания Герой Советского Союза.
В марте 1945 года Маресьев после ряда настойчивых пожеланий вышестоящего командования согласился перейти из боевого полка на должность инспектора-лётчика в управление вузов Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС РККА. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три – до ранения и семь после.
С июля 1946 года в запасе, но поддерживал себя в отличной физической форме. В санатории под Куйбышевом установил личный рекорд – переплыв Волгу
(2 км 200 м) за 55 минут. Свои последние вылеты Алексей Петрович совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.
В послевоенное время, был очень известен, его приглашали на многие торжества, часто организовывали встречи со школьниками: пример Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.
18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания. Похоронен А.П. Маресьев в Москве на Новодевичьем кладбище.