25 июня 1904 года родился дважды Герой Советского Союза,
заслуженный летчик-испытатель CCCР, генерал-майор авиации
Владимир Константинович Коккинаки
Владимир Коккинаки за штурвалом «летающего танка» ИЛ-2
Выдающийся летчик ХХ века Владимир Коккинаки принадлежал к немногим авиаторам своего поколения, уцелевшим при испытании десятков опытных машин. Единственный с 1935 года до конца 1950-х летчик-испытатель Конструкторского бюро Сергея Ильюшина, он поднял в воздух более 60 самолетов, не допустив ни одной аварии. Многие из них пошли в серию. Штурмовик Ил-2, «летающий танк», стал легендой.
Родился Владимир Коккинаки 25 июня 1904 года в Новороссийске, в семье железнодорожника. Уже с 12 лет начал работать, а по ночам продолжал учиться и смог окончить девятилетку. В 1925 году Коккинаки начал свою службу в Красной армии. Два года он служил
в пехоте, а затем был направлен на обучение в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, которую окончил в 1928 году, а затем еще два года обучался в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков. Летая, он все время совершенствовался, выискивал новые возможности авиации, а вскоре занялся испытанием машин. За короткий срок Коккинаки проделал путь от летчика авиационной эскадрильи до командира отряда Научно-испытательного института Военно-воздушных сил.
Герои Советского Союза, депутаты Верховного Совета СССР летчики М.Громов,
С. Данилин, В. Коккинаки, А. Беляков, Г. Байдуков, В. Чкалов. 1938 г.
В 1935 году он стал старшим летчиком-испытателем ОКБ Сергея Ильюшина и проработал здесь много лет. Коккинаки поднял в небо и провел испытания многих самолетов конструкции Ильюшина, – штурмовиков, бомбардировщиков, пассажирских и опытных самолетов. Профессиональный рост летчика был неразрывно связан с общим подъемом советской авиации.
Перед беспосадочным перелетом Москва – Соединенные штаты.
Владимир Коккинаки и штурман Михаила Гордиенко
Перед картой маршрута «Москва – Нью-Йорк». Москва. Апрель 1939 г.
4 часа 19 минут утра 28 апреля 1939. Московская область. Аэродром Щелково.
Фото: Б.Фишман, Д.Чернов. Фотохроника ТАСС
Самолет «МОСКВА». Тяжелые метеоусловия, отказавший радиокомпас и истощение
кислородного запаса вынудили Коккинаки приземлиться у берегов Канады,
на крошечном острове Мискоу
С середины 1930-х годов для Владимира Коккинаки началось время рекордов. Начав еще в 1932 году заниматься высотными полетами, он в 1935 году на самолете И-15 достиг высоты 14 575 метров, установив неофициальный мировой рекорд.
Помимо испытаний новых самолетов и высотных полетов, Владимир Коккинаки занимался дальними и скоростными полетами, что всегда было одной из самых важных задач авиации. Наиболее известны два таких перелета Коккинаки. В 1938 году он совершил беспосадочный перелет Москва–Дальний Восток, а через год – беспосадочный перелет Москва – США (остров Мискоу), что было выдающимся достижением для того времени. С 1959 года этот маршрут стал использоваться для регулярных беспосадочных перелетов Москва – Нью-Йорк.
В годы Великой Отечественной войны полковник Коккинаки совмещал работу летчика-испытателя, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности и руководителя летно-испытательной службы. В 1943 году ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
С верной спутницей, супругой Валентиной. 1936 г.
Новый год во время войны. Москва. 1944–1945 гг.
После окончания войны Владимир Константинович продолжил работу в ОКБ Ильюшина. Последняя машина, на которой он закончил свою работу летчика-испытателя в 1964 году был самолет Ил-62. В 1965 году генерал-майор авиации Коккинаки ушел в запас.
Но после ухода с летной работы, он продолжал трудиться в ОКБ инженером-методистом, а с 1968 года стал ответственным представителем Генерального конструктора в летно-доводочном комплексе. C 1961 года Владимир Константинович, помимо основной работы, был вице-президентом Международной авиационной федерации (ФАИ, Federation Aeronautique Internationale, FAI), в 1967–1968 годах – президентом, а затем – почетным президентом. Имя легендарного летчика Коккинаки десятки раз попадало в книгу мировых рекордов авиации. Всего ему принадлежит 22 мировых авиационных рекорда, из них – 7 рекордов скорости и грузоподъемности на самолете ЦКБ-26 и 13 рекордов скорости и грузоподъемности на самолете Ил-18.
Никита Хрущев беседует с летчиком-испытателем,
дважды Героем Советского Союза Владимиром Коккинаки. 1962 г.
Сергей Владимирович Ильюшин (в центре), Генрих Васильевич Новожилов (справа от него),
Владимир Коккинаки крайний справа у первого опытного авиалайнера Ил-62.
Фото Николай Нилов. 1962 г.
Заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта СССР, лауреат Ленинской премии, Владимир Коккинаки был награжден 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, 4 орденами Красной Звезды, а также орденами и медалями иностранных государств.
Юрий Гагарин на праздновании 60-летия Владимира Коккинаки
В 1965 году Международный комитет авиации и космонавтики (ICCA) наградил Коккинаки бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» как первопроходца кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой. В том же году он был удостоен Золотой медали ФАИ. Он является автором книг «Курс на Восток», «Как мы летели».
Умер Владимир Константинович Коккинаки 7 января 1985 года в Москве. Был похоронен на Новодевичьем кладбище.