ЧИТАЕМ «ПАМЯТИ ЖИВАЯ НИТЬ» КНИГА 7

Book01 Book02 Book03 Book07 Book04 Book05 Book06

21

Rubrika DATA MP4 GIF

DIV01 1

21 января 1701 года Петр I подписал Указ о создании в Москве «Школы Пушкарского приказа» – первое в России артиллерийское, инженерное и морское училище, историческая предтеча и предшественник всей современной системы инженерно-технического образования России. Под школу была выделена Сухарева башня со всеми строениями и землей. С момента основания находилась в ведении Оружейной палаты, подчинённой Пушкарскому приказу (Пушкарский приказ – центральный орган военного управления в России). В ней предстояло обучать артиллеристов, но там же начали учить и военных инженеров – специалистов по фортификации и минному делу.

Сухарева башня 
DIV02

В своем указе Петр I отмечал:
«…инженеры зело потребны суть при атаке или обороне, какова места и надлежит таких иметь, которые не токмо фортификацию основательно разумели и в том уже служили, но и чтоб мужественны были, понеже сей чин паче иных опасности подвержен есть».

Уже в 1702 г. выпускники Школы Пушкарского приказа отправились в первые минерные подразделения русской армии. Однако, в отличие от артиллерийских подразделений, численность инженерных сил Российской империи первоначально была невелика.
В 1722 году офицеры – инженеры были поставлены в Табели о рангах на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Это объяснялось более высокими требованиями, которые предъявлялись к военным инженерам. Им и платили большее жалованье, поскольку статус военного инженера требовал не только хорошей общевоинской подготовки, но и специальных знаний.

Русские офицеры Корпуса инженеров. Рис. Лев Киль
DIV03

Настоящим испытанием для военных инженеров стала Отечественная война 1812 года. К этому времени инженерные силы империи включали 10 минерных и пионерных рот, кроме того к ним относились понтонные роты при артиллерийских частях и 14 крепостных понтонных и минерных рот. В состав таких рот входили только офицеры, а солдат как рабочую силу поставляли на время выполнения конкретных задач пехотные полки и местное население. В начале войны инженеры возвели 178 мостов, отремонтировали 1920 верст дорог, что позволило русской армии эффективно маневрировать.

Полевые укрепления времен Наполеоновских войн
DIV04
Засека – заграждение сформированное сваленными в сторону противника деревьями.
Засеки дожили до второй мировой войны
DIV05
Флеш – полевое укрепление, состоящее из двух фасов длиной 20–30 метров
DIV06

Отдельная страница в истории отечественных инженерных войск – Крымская война 1853–1856 гг., когда русские армия и флот столкнулись с превосходящими силами крупных и сильных держав – Великобритании, Франции, Османской империи и примкнувшего к ним Сардинского королевства.

Граф Эдуард Иванович Тотлебен –
русский генерал, знаменитый военный инженер
DIV07

Военные инженеры под руководством Эдуарда Тотлебена выстроили такую систему обороны Севастополя, которая позволила на протяжении почти целого года отражать атаки противника.

Строительство бастиона в Севастополе саперами Русской армии в 1854 г.
DIV08
Фрагмент панорамы «Оборона Севастополя»
DIV09

В годы Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. знания военных инженеров под руководством вышеупомянутого Тотлебена также были востребованы. Во время знаменитых боев на Шипке удалось отразить атаки османских войск вообще без применения артиллерийских орудий и стрелкового оружия. Секретом успеха стало использование электроуправляемых фугасов, обративших в бегство уступавшую в инженерном отношении османскую армию.

DIV10

Инженерные войска играли очень важную роль во время Первой мировой войны. Рост их значимости для вооруженных сил способствовал и увеличению доли инженерных частей и подразделений в общей численности русской армии. К 1917 году инженерные войска составляли 6% от общей численности русской армии.

Наводка понтонной переправы
DIV11

Новая страница в истории отечественных инженерных войск началась после Октябрьской революции. Фактически советская власть, используя опыт старой русской армии, приступила к строительству инженерных войск РККА заново и добилась в выполнении этой задачи колоссальных успехов. К 1929 году штатные инженерные части были созданы во всех родах войск, что позволило повысить их боевую эффективность, сделать более независимыми в выполнении самых разных задач.

Пулеметный вагон в составе бронепоезда, 1918 г.
DIV12

Инженерные войска в Великой Отечественной Войне

В РККА первоосновным назначением инженерных войск являлось техническое обеспечение наступательных и оборонительных боевых действий пехоты.
В условиях жесткой войны силами рядовых солдат и офицеров были грамотно спланированы и успешно реализованы все необходимые условия для оперативного продвижения основных наступательных частей Советской армии.
В оборонительных боях спецподразделения инженерных войск выполняли задачи по маскировке военных объектов, сооружению защитных укреплений, включая противотанковые рвы, и другие поручения командования.

Замаскированный Смольный во время блокады Ленинграда
DIV13

Во многом, именно благодаря своевременным и слаженным действиям военных инженеров, немецкие оккупанты столкнулись с непреодолимыми препятствиями на пути к советским укрепрайонам, представлявших стратегическое значение.
В ходе Второй мировой войны батальоны и отряды инженерных войск СССР получили огромный опыт и перспективы для последующего развития. Улучшались технические возможности, а также постоянно расширялся спектр военных задач.

Укладка пути «Дороги Победы», по которой в блокированный Ленинград каждый день
шли эшелоны с продовольствием и боеприпасами
DIV14

Существенно возрастала и роль солдат инженерных войск. Практически с первых дней вторжения фашистских захватчиков на территорию СССР они активно участвовали в подготовке и проведении оборонительных боев – рыли окопы, расчищали дороги, создавали защитные укрепления и возводили водные переправы при помощи понтонов. Совместно с другими армейскими подразделениями военные инженеры стойко сдерживали мощный натиск немецких сил.
Они прикрывали отступление основных сил советской армии, разрушая переправы через реки, минируя поля и устраивая непреодолимые зоны искусственных препятствий, что заставляло немцев сбрасывать темп.

Сооружение противотанковых препятствий. Июнь 1942 г.
DIV15

При организации обороны российской столицы по решению высших чинов Верховного командования армии в срочном порядке были сформированы 10 подвижных мобильных отрядов, которые выполняли боевые задачи перед самым носом фашистов, минируя пути проезда танков и уничтожая дорожные коммуникации.
Благодаря проведенной работе, в ходе наступления на Москву на одном из участков немецкие части лишились около 200 единиц тяжелой бронетехники и порядка 140 единиц грузового автотранспорта с оружием и боеприпасами.

Подорвавшиеся на минах немецкие танки
DIV16

В 1942–1943 гг., когда советские войска перешли в контрнаступление, военным инженерам РККА пришлось в спешке восстанавливать ранее разрушенные мосты и сооружать новые переправы через реки. Помимо этого, на их плечи легли задачи по разминированию.

Саперы обезвреживают немецкие противотанковые мины
DIV17

За годы войны военными инженерами было установлено более 70 миллионов противотанковых и противопехотных мин, разминировано 765 тысяч квадратных километров территории и 400 тысяч километров путей. Инженерные войска РККА возвели 11 тысяч постов, проложили почти 500 тысяч километров путей.
К 1945 году в состав РККА входили 98 инженерно-саперных, 11 понтонно-мостовых бригад, 7 инженерно-танковых полков, 11 понтонно-мостовых полков, 6 огнеметно-танковых полков, 1042 инженерных и саперных, 87 понтонно-мостовых батальонов, 94 отдельные роты и 28 отдельных отрядов.

Советские саперы наводят переправу через реку Одер
DIV18
Советские войска проходят по понтонному мосту через Дунай
DIV19

В Великой Отечественной войне инженерные войска проявили себя самым лучшим образом, выполняя важнейшие задачи на линии фронта и в тылу.

Инженерные войска в мирное время на боевом положении

С 1950-х по конец 1980-х гг. был периодом дальнейшего развития и укрепления инженерных войск Советской Армии. Сотни тысяч советских военнослужащих прошли службу в частях и подразделениях инженерных войск.
Война закончилась, а военные инженеры продолжали решать боевые задачи уже в мирное время, участвуя в разминировании городов и населенных пунктов, в обезвреживании авиабомб, артиллерийских снарядов, других боеприпасов, которые периодически обнаруживают и в настоящее время.

Советский сапер за разминированием одной из площадей Белграда
во время Великой Отечественной войны, 1944 г.
DIV20

Инженерные войска, как и другие рода войск Советской Армии прошли всю афганскую войну. В Афганистан был направлен 45-й отдельный инженерно-сапёрный Краснознаменный, ордена Красной Звезды полк, другие части, соединения и подразделения инженерных войск.
Военным инженерам приходилось действовать в незнакомой местности, в сложных климатических условиях, под угрозой атак противника. Но они справлялись с всеми поставленными задачами.

Боевая машина разминирования БМР-2 из состава 45-го инженерно-сапёрного полка в работе.
Афганистан, середина 1980-х гг.
DIV21

Отдельная героическая и трагичная страница в истории советских инженерных войск – Чернобыльская катастрофа. Генерал-лейтенант Николай Георгиевич Топилин, занимавший затем должность заместителя начальника инженерных войск по вооружению, вспоминал, что именно инженерные войска оказались наиболее подготовленными к действиям в условиях Чернобыльской катастрофы, поскольку проходили специальную подготовку для действий в условиях применения оружия массового поражения. Именно военные инженеры выполняли задачи по разведке объекта, затем участвовали в большинстве работ, проводившихся на АЭС.

Ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Модифицированная инженерная машина разграждения ИМР-2Д
DIV22
Ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Модифицированная котлованная машина МДК-2
DIV23

Современные инженерные войска ВС России

Распад Советского Союза негативно отразился на состоянии вооруженных сил постсоветских государств и Россия в этом плане не была исключением. Тем не менее, военные инженеры участвовали в вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве, в антитеррористических операциях на Северном Кавказе, в различных миротворческих миссиях.
Инженерные войска России – это редчайший сплав науки и отваги.

Саперы российского миротворческого контингента в Нагорном Карабахе
DIV24
Силами инженерных подразделений Российской Армии в Сирии
разминировано более 10 тысяч гектаров местности
DIV25

В бригадах ИВ не встретишь традиционную армейскую бронетехнику. На вооружении этих подразделений находятся собственные уникальные «монстры» из металла, у каждого из которых имеется своя конкретная специфика. Одни машины предназначены для разминирования, разборки завалов, другие проделывают проходы в минных полях, а третьи сооружают мосты через реки и водоемы.

Инженерные войска Минобороны демонтируют аварийные строения
в пострадавших от паводка районах Иркутской области
DIV26

Сегодня инженерные войска развиваются семимильными шагами, и ключевую роль в реформировании подразделений инженерных войск играет автоматизация. По уровню военной подготовки в плане использования спецтехники бойцы инженерных бригад считаются одними из лучших в российской армии. Военные инженеры остаются одним из наиболее важных родов войск России.

Борис Скупов

Инженерный войска России сегодня

Средства преодоления разрушений и препятствий

Инженерная машина разграждения «ИМР-2М»
DIV27
Путепрокладчик гусеничный «БАТ-2»
DIV28
Путепрокладчик колесный ПКТ-2
DIV29
Мостоукладчик танковый МТУ-72
DIV30
Мост механизированный «ТММ-6»
DIV31
Установки для строительства мостов УСМ-3
DIV32

Средства преодоления водных преград

Понтонный парк ПП-2005М
DIV33
Гусеничный самоходный паром «ГСП»
DIV34
Паромно-мостовая машина «ПММ-2М»
DIV35
Транспортер плавающий «ПТС-2»
DIV36
Прицеп плавающий ПКП
DIV37

Средства минирования

Заградитель минный прицепный ПМЗ-4
DIV38
Гусеничный минный заградитель «ГМЗ-3»
DIV39
Вертолётный минный раскладчик «ВМР»
DIV40

Сапёрные средства

Бронированные машины разминирования БМР-3МА
DIV41
Мобильные инженерные комплексы разминирования (МИКР)
DIV42
Многофункциональный робототехнический комплекс разминирования
МРТК-Р «Уран-6»
DIV43
Тралы минные
DIV44
Инженерная разведывательная машина «Жук»
DIV45

Средства механизации дорожных и землеройных работ

Инженерно-сапёрное подразделение
DIV46
Машина землеройная ПЗМ-2
DIV47
Быстроходная траншейная машина БТМ-3
DIV48
Машина дорожная, котлованная «МДК-3»
DIV49
Передвижные буровые установки ПБУ-100
DIV50

Прочая техника

Кран автомобильный КС-45719-7М грузоподъёмностью 16 т
DIV51
Лесопильный комплекс ВМЛК-1
DIV52
Передвижная инженерная электростанция ЭД30-АИ
DIV53
Подвижный инженерный ремонтный комплекс ПИРК
DIV54
Станция комплексной очистки воды СКО-10К
DIV55

Поздравляем всех военнослужащих
инженерных войск России с праздником!