SVO ZastavkaNEW1 GIF

Семья Дунаевых
из Усть-Пихтовки Чарышского района Алтайского края

В РЕЖИМЕ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

У моей бабушки Елизаветы Андреевны Дунаевой было пятеро сыновей и две дочери. Дедушку Петра Андреевича я не знала, он умер в тридцатые годы. От их детей, моих дядей и тетей, я знала, что он участник Первой мировой войны, попал в плен в Австрии. Был он верующим человеком. В плену его подвешивали за руки, и он молился, просил Господа помочь. Но помощи не было, и вернулся он из плена неверующим человеком и детей не принуждал молиться.
Старший сын, Зиновий 1907 года рождения, работал в селе шофером. Их было всего двое: Зиновий Дунаев и Егор Вардугин. Эта профессия тогда казалась очень сложной, как сейчас космонавт.
В 1941 году дядю Зиновия сразу же после объявления войны призвали в военкомат. На машине он увез мобилизованных в Алейск. В обратный путь его машину загрузили товарами для торговли. Уже на территории района машина забуксовала, и дядя Зиновий после многих попыток выехать из лужи, увидев невдалеке мужиков, которые пахали на лошадях, пошел просить их помочь вытащить машину. Пока он ходил, подошла встречная машина с мобилизованными на фронт. Представитель райпо, который ехал с дядей, остановил их и попросил мужчин вытащить свою машину из ямы, что они и сделали. Представитель за труды дал мужикам водки, и они прибыли на пункт назначения пьяненькие. Началось разбирательство, был суд, представитель райпо как-то выкрутился, а дядю Зиновия осудили и направили в Минусинск.
В 1943 году жене Татьяне пришло письмо от него с просьбой прислать полушубок и чесноку. Он писал, что свирепствует цинга. Жена собрала посылку, но не успела отправить, как пришло извещение, что Дунаев Зиновий Петрович умер. У нее остались трое маленьких детей.
Второй сын, Емельян 1910 года рождения, работал в родном колхозе. На фронт был призван в августе 1941 года. Воевал в 305-й стрелковой дивизии командиром миномета. В январе 1942 года получил тяжелое ранение. Лечился в эвакогоспитале с февраля по август 1942 года, был уволен по болезни. Дома находился до 23 февраля 1943 года, и его вновь призвали в армию. Сначала служил в 834-й воинской части города Омска. Затем стал командиром миномета в 458-м отдельном стрелковом полку. В сентябре 1944 года был тяжело ранен. В 1945-м де- мобилизован. Домой пришел в октябре. Награжден был медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Германией». Все это я узнала из его военного билета.
Всю жизнь война не уходила из его памяти. Когда был трезвый, больше молчал, а если выпьет, то говорил только о войне. Трудно, очень трудно дались ему фронтовые дороги. Изрешечен был основательно. Вспоминал вшей окопных, тяжелый миномет, который часто приходилось тащить из последних сил, и смерть вокруг. Только что был человек рядом – и вот он уже раскидан по кусочкам. Вот его слова: «Шутка ли, стоять друг напротив друга и ждать, когда по тебе откроют огонь и ты начнешь пускать мины, а там ведь тоже живые люди». Помнил противный свист мин, которые рвались рядом. Вокруг застывшие трупы. Даже в конце жизни он говорил, что все еще не верит, что остался живым в этом пекле.
Последний раз он был ранен во время Ясско-Кишиневской операции, и его переправили через Черное море в Грузию. В госпитале он находился на родине Сталина – в городе Гори. Тепло вспоминал грузинских женщин, которые работали в госпитале, они внимательно относились к тяжелораненым, приносили фрукты и подкармливали их. Папа рассказывал о домике, где родился Сталин, очень маленьком. Жила мать этого великого человека очень бедно, как все. Сталина папа боготворил.
Третий брат в семье Дунаевых – Тимофей. Его судьба драматична. Пацаном он связался не с теми друзьями и начал с ними воровать. Бабушка боролась с этим как могла. Как дядя Тима вспоминал, на нем кожи, в которой родился, не осталось. Однажды после кражи он оказался в тюрьме где-то на Дальнем Востоке. Но в августе 1945-го он был призван и воевал с японцами, награжден орденом Красного Знамени, медалями «За отвагу» и «За победу над Японией». Дядя Миша говорил: «Тимка у нас был бесшабашный, он мог полезть в самое пекло».
Четвертый сын – Михаил 1915 года рождения. В 1931-м он работал в Усть-Чагырской начальной школе, затем служил в армии, с декабря 1940 года работал заведующим общим отделом райисполкома. В июле сорок второго его призвали в армию. Служил на Дальнем Востоке. Сначала в училище связи, затем – служба в действующей армии. Участвовал в войне с Японией с 9 августа по 3 сентября 1945 года в составе отдельного полка связи, был старшиной роты. Награжден медалью «За отвагу». Он вспоминал, что не испытал того, что испытал Емельян. Но ведь каждый день войны уносил немало жизней, а ему повезло.
Михаила Дунаева многие помнят в районе. После войны он работал в Березовской семилетней школе, Маралихинской средней школе, потом был председателем райисполкома, директором совхоза «Красный партизан», директором и учителем истории Чарышской школы. Уже на пенсии участвовал в создании музея в районе.
Самый младший в семье был Иван. Он учился в школе, когда началась война. Но при- шла и его очередь. В 1942 году он был призван в РККА. Бабушка рассказывала, что, когда его провожали, кто-то из старших односельчан посоветовал ей: «Поцелуй его на прощание, если губы будут теплые, то он придет живым». Бабушка поцеловала младшего сына. Губы его были ледяные. Бабушка ничего не сказала, заплакала, а сын уехал – уехал навсегда. Еще мальчик, не знавший вкуса жизни, когда вся жизнь впереди. А впереди был только немецкий блиндаж, изрыгавший пулеметный огонь.
На войне каждый прожитый день награды стоит, даже если солдат не стрелял, не совершал подвигов.
Зимой 1943 года пришла печальная весть: Дунаев Иван Петрович пропал без вести. Получив такую весть, еще больше побелела мать. Слезы, рыдания всей семьи. Да и семья-то какая: три сына на фронте, одна дочь работала в Усть-Калманском районе, другая – в Чарыше. Летом 1943-го дочь Анастасия приехала к матери, и стали они ждать всех братьев, надеясь, что и младший найдется.
Всю жизнь мать ждала его, выплакала слезы, сердцем плакала, ждала до последнего дня свою надежду, зернышко. Три сына вернулись, Ванюшка остался в чужих краях навсегда. Не знали даже, где могила.
Сестры после войны обратились в архив Министерства обороны, но утешительных вестей не получили. В 1967 году бабушки не стало. Дядя Миша уже в 80-е годы читал какую-то книгу, в которой описывался партизанский отряд, в котором воевал Иван Дунаев. Его это очень взволновало, но был ли это его брат, он не узнал. Не стало дяди Миши и всех детей бабушки. В 2008 году я читаю в Книге памяти: «Дунаев И. П. рожден в 1923 году в с. Усть-Пихтовке, русский, призван в 1942 г., младший сержант. В боях за социалистическую Родину, верный воинской присяге, погиб 14.01.1943 г. Похоронен в селе Покровке Ростовской области».
В честь погибшего дяди мой брат назвал своего сына Иваном. Живет на земле Иван. Он не носит фамилии Дунаев, он Комаров, но назван в честь Ивана Дунаева.
Сестры Анастасия и Ксения были почти погодки, одна родилась в конце 1919-го, другая – в начале 1921-го. Надо отдать должное моей бабушке, она стремилась учить своих детей. Сестры учились до войны в Бийском педучилище. Жить вдали от дома было нелегко, так как денег в семье не было. Сушили сухари, а папа на лошади привозил в Бийск овощи, мешок сухарей, зимой мясо; тем и жили. Ксения Петровна начала работать в 1938 году в Усть-Калманском районе. Там вышла замуж за учителя Мельникова Николая Семеновича, который по болезни не был призван на фронт. Прожили они более 50 лет, вырастив четверых детей.
Анастасия Петровна в 1939 году была направлена в Чарышскую школу учителем математики. В 1943 году после смерти жены моего отца Евгении бабушка осталась одна, и Анастасии пришлось вернуться в родное село.
Учителя и ученики жили тоже в режиме военного времени: «Всё для фронта, всё для победы!» После школы шли на поля, пололи, косили, убирали сено.
Тетя Тася после войны вышла замуж за земляка-фронтовика, вернувшегося с войны, Шурутова Михаила Ивановича. Дядя Миша воевал на Ленинградском фронте, был награжден орденом Красного Знамени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией». В 1945-м приказом районо его направили в Усть-Пихтовскую начальную школу военруком.
Воевали на фронте дяди отца, тоже Дунаевы: Аким Андреевич и Василий Андреевич, двоюродные братья Дунаевы Трофим Акимович и Александр Васильевич, Воробьевы Иван Петрович, Егор Петрович (умер в плену) и Павел Иванович.
Давно нет в живых не только бабушки, но и ее детей. В прошлом году у старшего внука бабушки Николая Зиновьевича родилась правнучка, которую назвали Лизой, так что подрастает на земле девочка Елизавета Андреевна. Жизнь продолжается.

ДУНАЕВА ВЕРА ЕМЕЛЬЯНОВНА