5 августа 1941 года началась героическая оборона Одессы от румынских и немецких агрессоров.
В начале августа 1941 года наступление немецких и румынских войск на Украине и в Молдавии создало угрозу окружения позиций советского Южного фронта Красной армии. Его части, за исключением Отдельной Приморской армии, отступали, открывая врагу путь к Одессе. Ставка Верховного Командования решила защищать город до последней возможности.
Знаменитый советский авиаконструктор, глава конструкторского бюро «МиГ», генерал-полковник инженерно-технической службы, академик АН СССР – Артем Микоян является одним из родоначальников реактивной авиации в СССР. Благодаря своим выдающимся организаторским и конструкторским способностям он превратил свое КБ в главное истребительное КБ Советского Союза, а его самолеты и сегодня составляют основу боевой мощи ВВС России и других стран мира.
Артем Иванович Микоян родился 5 августа 1905 года в селе Санаин Тифлисской губернии (ныне – Туманянский район Армении), в бедной крестьянской семье. Он – брат Анастаса Микояна. В 1918 году его семья переехала в Тбилиси, там Артем учился в школе. В 1923 году он переехал к брату сначала в Ростов-на-Дону, где работал токарем в железнодорожной мастерской, а затем – в Москву и работал токарем на заводе «Динамо».
Утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 «Enola Gay» сбросил на японский город Хиросима атомную бомбу «Little Boy» («Малыш») эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила. Три дня спустя, 9 августа 1945 года, атомная бомба «Fat Man» («Толстяк») была сброшена на город Нагасаки. Общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек в Хиросиме и от 60 до 80 тысяч человек – в Нагасаки.
С военной точки зрения необходимости в этих бомбардировках не было. Вступление в войну СССР, а договоренность об этом была достигнута несколькими месяцами ранее, итак привело бы к полной капитуляции Японии. Целью этого бесчеловечного акта было испытание американцами атомной бомбы в реальных условиях и демонстрация военной мощи для СССР.
Подробнее: 06 АВГУСТА 1945 ГОДА / БОМБАРДИРОВКА ХИРОСИМЫ и НАГАСАКИ
В ночь с 7 на 8 августа 1941 года состоялся первый налет советской авиации на Берлин.
Через месяц после начала боевых действий 22 июля 1941 года немецкая авиация впервые осуществила массированный авианалёт на Москву, который, впрочем, был успешно отражён. 24 июля немцы повторили бомбардировку, на этот раз им удалось сбросить 300 тонн фугасных и зажигательных бомб.
На фоне больших потерь военно-воздушных сил Красной Армии Министр пропаганды Германии Йозеф Геббельс объявил, что советская авиация разгромлена, главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг заявил: «Ни одна бомба никогда не упадёт на столицу рейха!».
1 августа 1943 года командир звена 3-й эскадрильи 73-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии младший лейтенант Лидия Владимировна Литвяк не вернулась с боевого задания.
Среди летчиц-женщин за всю Великую Отечественную войну наибольшее число побед в воздушных боях одержала Лидия Владимировна Литвяк. Она сбила 14 самолетов и один аэростат заграждения. При этом воевала Лидия Литвяк только до 1 августа 1943 года. В возрасте неполных 22 лет она погибла в бою над Миусским фронтом.
Лидия Литвяк родилась в Москве в 1921 году. С 14 лет занималась в аэроклубе, в 15 лет совершила свой первый самостоятельный полет. Затем были Херсонская авиационная школа лётчиков-инструкторов, Калининский аэроклуб.
2 августа – День Воздушно-десантных войск России.
Воздушно-десантные войска – «крылатая пехота», «голубые береты» – какими только эпитетами не награждали гвардейцев-десантников, но всегда, во все времена и при любых обстоятельствах неизменно оставались сила, мужество и надежность людей, живущих по принципу: «Никто, кроме нас!».
История Воздушно-десантных войск берет свое начало 2 августа 1930 года – тогда на учениях Военно-воздушных сил Московского военного округа под Воронежем было десантировано на парашютах подразделение десантников в составе 12 человек. Этот эксперимент позволил военным теоретикам увидеть перспективу преимущества парашютно-десантных частей, их огромные возможности, связанные с быстрым охватом противника по воздуху.
История
В августе 1918 года началось формирование Рязанских пехотных курсов командного состава РККА, на базе которых в последующем создано сначала пехотное, а затем и воздушно-десантное училище. Первый день занятий на курсах – 13 ноября 1918 года – стал днем рождения училища. Первый выпуск красных командиров состоялся 15 марта 1919 года. Все выпускники были направлены на фронты гражданской войны.
В ноябре 1921 года Рязанская пехотная школа за мужество и отвагу личного состава награждается Революционным Красным Знаменем ВЦИК.
3 августа 1943 года началась операция, которая впоследствии получила название «Рельсовая война».
«Рельсовая война», кодовое наименование операции, проведенной советскими партизанами в Великой Отечественной войне с 3 августа по 15 сентября в целях дезорганизации работы железнодорожного транспорта и тыла немецко-фашистских войск. Операция способствовала успеху советских войск при проведении Курской битвы 1943 года и общего наступления на советско-германском фронте.
3 августа 1943 года началась Белгородско-Харьковская наступательная операция «Полководец Румянцев».
Наступательная операция войск Воронежского и Степного фронтов, под кодовым наименованием «Полководец Румянцев», проходила с 3 по 23 августа в ходе Курской битвы 1943 года. Цель – разгромить белгородско-харьковскую группировку противника и создать условия для освобождения Левобережной Украины.
Советским войскам противостояли немецко-фашистская 4-я танковая армия, оперативная группа «Кемпф», входившие в группу армий «Юг» под командованием генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна и авиация 4-го воздушного флота – всего около 300 тысяч человек, свыше 3 тысяч орудий и минометов, около 600 танков и штурмовых орудий и свыше 1000 самолетов.
Подробнее: 03 АВГУСТА 1943 ГОДА / БЕЛГОРОДСКО-ХАРЬКОВСКАЯ ОПЕРАЦИЯ
Страница 27 из 46